Найти в Дзене
ВДЦ «Орлёнок»

Симфония жизни Алисы Дебольской

В год 65-летия «Орлёнка» давайте вспомним тех, кто в разные годы его возглавлял, и начнём с имени первого начальника управления Всесоюзного пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» Алисы Дебольской.

«Орлятская мама»

Алиса Фёдоровна Дебольская приехала в «Орлёнок» 5 мая 1963 года. В это время она уже была мамой двух мальчишек Бори и Вити. Как вспоминает вожатая 60-х Любовь Балашкова, «она была несколько расстроенная: работая директором краснодарского Дома пионеров достаточно успешно (её очень любил коллектив), она неожиданно получила назначение в «Орлёнок». Ей было, наверное, трудно».

Однако в очень скором времени и вожатые, и ребята начинают называть Дебольскую «орлятской мамой»» – так много тепла и внимания она уделяет вожатым и семьям сотрудников, так много души вкладывает в общение с ребятами каждой новой смены!

Вот что писал о ней Анатолий Викторович Мудрик, в 1963 году – вожатый, далее – заведующий методкабинетом, в 1966-м – начальник лагеря «Солнечный», а впоследствии – основоположник научной школы социального воспитания в контексте социализации, доктор педагогических наук: «Алиса Фёдоровна Дебольская, которую все нежно называли «орлятской мамой» («многодетной маме» было слегка за тридцать, и она была ослепительно хороша собой), создала в лагере ситуацию успеха как для вожатых, так и для ребят, в которой каждый ощущал себя нужным, ценным, талантливым, эффективным».

Один из основателей современной российской социологической школы, психолог, философ, просветитель Игорь Семёнович Кон в своих автобиографических заметках «80 лет одиночества» писал, что несмотря на субъективный интерес к юношеской психологии, он не собирался делать его предметом своих профессиональных занятий, однако это произошло и «роковой случайностью, этому способствующей, стало сорокапятидневное пребывание летом 1965 года во Всероссийском пионерском лагере «Орлёнок», который произвел на меня неизгладимое впечатление»:

«Прежде всего меня поразил раскованный, гуманный стиль жизни тогдашнего «Орлёнка», совершенно не похожий на то, что делалось в других местах. «Орлятская мама», как шутливо называли Алису Фёдоровну ребята, подобрала удивительный коллектив единомышленников (среди них было много замечательных людей – шестнадцать аспирантов и кандидатов наук, студенты Физтеха, в том числе будущие знаменитости – артист Александр Филиппенко и космонавт Александр Серебров), умела одинаково убедительно общаться и с подростками, и с вожатыми, и, что было самым трудным, с наезжавшим в лагерь партийно-комсомольским начальством. Без неё в «Орлёнке» ничего бы не было».

В этот период педагогический коллектив лагеря создает «идейные основы и инструменты практического гуманизма» – законы и традиции, песни и девизы: «закон вечернего огонька», «традиция орлятского круга и вечерней речёвки», «традиция доброго отношения к людям», «традиция доброго отношения к песне», «закон 0:0», «закон зелени», «закон территории», «закон моря», «закон поднятой руки».

-2

Дитя оттепели

«Орлёнок» начала 60-х гг. XX века стал именно таким, и никаким другим, во многом благодаря уникальному периоду в жизни страны в целом: это было время, вошедшее в историю под названием «оттепель», которая сопровождалась демократизацией общественной и внутрипартийной жизни в СССР, ослаблением цензуры, расширением международных культурных и научных контактов, формированием особой субкультуры «шестидесятников».

Дитя оттепели, с 1962 по 1966 год «Орлёнок» представлял собой самобытную педагогическую систему, корни которой уходят в коммунарское движение, зародившееся в Ленинграде в конце 50-х годов. Система свободомыслия, творчества, сотрудничества воспитателей и детей, созданная доктором педагогических наук И. П. Ивановым и воплощённая в Коммуне юных фрунзенцев (КЮФ), как никогда оказалась в нужном месте в нужное время.

Коллектив сотрудников притягивал в свои ряды нестандартных людей: педагогов, врачей, актёров, музыкантов, художников, физиков, философов, математиков, химиков. Целая плеяда в будущем успешных преподавателей высшего звена образования, кандидатов и докторов наук, ректоров высших учебных заведений формировала свои убеждения и идеи здесь, в «Орлёнке». Вот несколько имён вожатых начала 60-х: доктор психологических наук, профессор, членкор РАО, основоположник психологической антропологии Виктор Иванович Слободчиков, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, членкор РАО основоположник научной школы социального воспитания в контексте социализации Анатолий Викторович Мудрик, учёный, педагог, общественный деятель-реформатор, публицист, автор концепции педагогической поддержки ребенка в образовании, один из теоретиков «коммунарского движения», разработчик «орлятской методики» Олег Семёнович Газман.

В дни Первого Всесоюзного Сбора юных коммунаров с отрядом барабанщиков, 1963 год.
В дни Первого Всесоюзного Сбора юных коммунаров с отрядом барабанщиков, 1963 год.

Чтобы понять, какими были люди «Орлёнка» начала 60-х, достаточно нескольких примеров.

В декабре 1963 года впервые проходила зимняя смена для детей из школ-интернатов. Доктор Сергей Николаевич Сафонов организовал в Лунный доставку морской воды в цистернах, которые установили в душе – малышня плескалась с упоением.

Заведущий ремстройгруппой Е.Н. Щуклинов преподавал в школе черчение и учил на примере проекта лагеря, большая часть которого на тот момент была только в эскизах – дети уезжали из «Орлёнка» с картинками его будущего. Заведующий отделом благоустройства Вениамин Павлович Ткаченко вел уроки ботаники и вместе с детьми создавал нынешнюю гордость Центра – уникальный дендропарк. Главврач Валентин Милешко вёл уроки анатомии. Педагогами в лагере в ту пору были все!

В Большой совет, родившийся из вожатских огоньков, входили вместе с Дебольской её заместитель по воспитательной части Олег Семёнович Газман (позже он стал директором школы, занятия в которой начались 1 октября 1964 года), заместитель по хозчасти Владимир Иванович Крылов, начальник автобазы Игорь Фёдорович Красицкий…

Одним из первых известных гостей «Орлёнка» стал Юрий Гагарин, которого Алиса Дебольская пригласила приехать на встречу с детьми во время его отдыха в Сочи. Как писали газеты того времени, «много приглашений было отклонено главным врачом санатория... но нельзя было отказать орлятам Всероссийского пионерского лагеря».

Начальник управления Всесоюзного пионерского лагеря
Алиса Дебольская с лётчиком-космонавтом Юрием Гагариным во время его визита в «Орлёнок», ноябрь 1964 года.
Начальник управления Всесоюзного пионерского лагеря Алиса Дебольская с лётчиком-космонавтом Юрием Гагариным во время его визита в «Орлёнок», ноябрь 1964 года.

Юрий Гагарин, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Адриян Николаев, Константин Феоктистов и группа инженеров летательных космических аппаратов отправились на перекладных – сначала электричкой до Туапсе, где их встретили на перроне пионеры и вожатые, дальше – на орлятском небольшом жёлтом автобусе с песнями под гитару в исполнении Виктора Малова (в начале 1960-х – начальник лагеря «Солнечный», музыкальный руководитель дружины «Звёздная», руководитель духового оркестра лагеря, в будущем – известный советский музыковед, режиссёр, просветитель, публицист).

После встречи с Гагариным Алиса Дебольская предложила назвать новый детский лагерь, который был открыт 15 июня 1964 года, «Звёздный».

«Нас убили...»

В те годы «Орлёнок» чувствовал огромную поддержку со стороны ЦК ВЛКСМ. Секретарь ЦК комсомола Любовь Балясная (с 1964 по1987 годы – заместитель министра просвещения РСФСР) и инструктор, занимавшаяся непосредственно «Орлёнком», Евгения Соболева фактически были старшими друзьями молодого пионерского лагеря и вместе с педколлективом радовались расширяющейся известности «Орлёнка». Им импонировала идея распространения коммунарства через лагерь, куда съезжаются дети из всех уголков страны, и они «прикрывали» всё, что могло бы вызывать непонимание и настораживать партийные круги.

Однако «оттепель» продлилась недолго, и расширяющееся коммунарское движение начало серьёзно беспокоить руководство страны. Начальники, пришедшие на смену Баласной и Соболевой, увидели в нём соперника пионерии и комсомолу. С декабря 1965 года поддержка коммунарского движения со стороны ЦК ВЛКСМ была официально прекращена. Коммунарские клубы один за другим закрывались. Прекратил деятельность коммунарский клуб «Комбриг» в «Комсомольской правде», правда, уцелела тематическая страничка для старшеклассников – печатный орган коммунарского движения «Алый парус», из юных корреспондентов которой позже выросла блестящая плеяда публицистов эпохи – явление, подобного которому в мировой журналистской практике больше нет: воздух «оттепели» навсегда поселился между строк их очерков – отважные романтики, озабоченные судьбой страны и неустанно сражающиеся за «маленького человека», они жили взахлёб и попадали в читательское сердце без промаха. Это был «инновационный российский андеграуд», – вспоминает журналист, писатель, педагог, зам. редактора по отделу учащейся молодёжи «Комсомольской правды» с 1971 по 1994 годы, создатель клуба «Комбриг» Валерий Хилтунен.

Любовь Балашкова, которая вместе с представителями Коммуны юных фрунзенцев привезла в начале 60-х в «Орлёнок» идею и технологию коллективного творческого воспитания, об этом драматичном этапе истории «Орлёнка», написала так: «Разгоряченные широчайшими возможностями проявить способности юности, мы не заметили надвигающегося «холода», хотя «наверху» заинтересованность «разобраться» с «Орлёнком» назревала с первых успешных всесоюзных сборов Клуба юных коммунаров».

Итогом расхождения позиций партии и педагогического состава «Орлёнка» стала деятельность печально известной комиссии ЦК ВЛКСМ, в результате работы которой появилось постановление ЦК ВЛКСМ «О серьёзных недостатках в воспитательной деятельности лагеря «Орлёнок» (июль 1966 г.), после чего произошла смена руководства лагеря. «Нас ведь убили тогда, в 1966 году», – сказала А. Ф. Дебольская на пленарной сессии конференции, проходившей в «Орлёнке» в 2003 году.

-5

«Ригер-Клосс» для Сочи

Покинув не по своей воле «Орлёнок», Алиса Дебольская тем не менее сумела реализовать ещё один, не менее грандиозный проект своей жизни – «прибавить городу Сочи культуры», где она в 1966 году начала работать в управлении культуры, позже став зампредом Сочинского горисполкома.

С просьбой рассказать об этом периоде в жизни Дебольской, мы обратились к сочинскому журналисту Игорю Сизову, что профессиональная биография началась примерно в те же годы.

– Дебольская – чистой воды трудоголик, она ни себе, ни окружающим не давала покоя и поблажек, постоянно была в делах, планах, замыслах. Системный человек, на редкость целеустремленный, она обладала недюженной волей, напором и созидательной энергией. Не будь Алисы Дебольской, ещё неизвестно, удалось ли бы сочинцам получить такой концертный зал, как «Фестивальный», такое здание Сочинского цирка, такие возможности для проведения в городе гастролей, выставок, фестивалей! Тогда же было открыто Сочинское училище искусств, Выставочный зал изобразительного искусства, ныне сочинский художественный музей, музей «Дерева Дружбы». Благодаря ей появились знаменитые сочинские «Праздники песни», молодежный фестиваль песни «Красная гвоздика», традиция выпускных вечеров «Алые паруса», аналогичные которым сегодня проходят в Санкт-Петербурге. С её легкой руки сложился девиз «Город Сочи – посланник мира», когда в 70-е годы курорт принимал многочисленные иностранные делегации, олицетворяя ценности мира и дружбы на всей земле.

Именно Алисе Дебольской город обязан уникальной сочинской достопримечательностью – органом знаменитой чехославацкой фирмы «Ригер-Клосс», который был установлен 27 сентября 1986 года в здании Детской музыкальной школы № 1 имени И. Шмелева, часть которого впоследствии переоборудовали под органный зал. Новых органов на огромную нашу страну немного, а на черноморском побережье – единственный! С 2000 года здесь проводится Международный фестиваль органной музыки, а сейчас при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив реализуется проект «Академия молодых органистов «VOX ORGANUM».

В год 70-летия Алисы Фёдоровны в Сочи, в Зале органной и камерной музыки, который сегодня носит её имя, собрались её многочисленные друзья. Её приветствовали стоя, и было море поздравлений, телеграмм, открыток. В фойе был размещён фотостенд, посвящённый её жизненному подвигу, и, конечно же, там была глава об «орлятской маме».

Известная пианистка, сегодня – директор Сочинской филармонии, заслуженный работник культуры Краснодарского края Валерия Анфиногенова познакомилась с Алисой Дебольской в 1995 году и на последующие десять лет стала фактически её правой рукой.

– Дверь в кабинет Алисы Федоровны всегда была открыта, а моё рабочее место – через тонкую стенку, так что мы могли переговариваться, не вставая. И я ежеминутно, ежесекундно училась у неё тому, как относиться к себе, к работе и к жизни, как руководить нашими такими непростыми коллегами – в артистической среде народ по своим личным качествам ведь весьма специфический. Ей были свойственны чувство внутреннего достоинства, благородство, сдержанность в проявлении эмоций и одновременно сердечность и доброжелательность, мудрость и гибкость, а ещё – удивительная выправка. О таких говорят: «человек со стержнем». Она никогда не назидала, никого не воспитывала, никому не указывала, нас учил сам стиль её поведения и образ её жизни. В пожилом возрасте после очень сложного перелома свою палочку, без которой ей было очень трудно, она всегда оставляла в машине («На работе с костылём я ходить не буду!») и входила в наш органный зал с прямой спиной и улыбкой.

– У неё были совершенно удивительные глаза – лучезарно-голубые, которые могли загораться, словно огоньки, молниеносно, стоило ей взглянуть на приятного человека или увидеть что-то, что заинтересовало.

-6

А однажды в юбилейный День Победы Дебольская пришла на работу в строгом темно-зелёном костюме, а на лацкане пиджака – медали.

– Мы онемели. Она никогда-никогда не упоминала, сколько у неё, оказывается, наград и знаков отличия. Мы все даже по стойке смирно вытянулись!

Когда Алисе Дебольской присвоили звание почетного гражданина города Сочи, коллеги решили подготовить в честь события концертную программу.

– Я спросила Алису Федоровну, какие произведения она хотела бы услышать? И вдруг она – человек, который по образованию своему не был музыкантом – говорит: «Шостаковича». Я была немножко удивлена, но, подумав, поняла вот что: Дебольская прожила практически весь XX век со всеми его сложными моментами, с Великой Отечественной войной, сменой руководителей страны, изменением идеологии, ценностей и самого строя и при этом сохранила себя, свою суть, свои принципы, хотя на её должностях это сделать было непросто, и её выбор – это признание в том, как она прочувствовала, услышала, прожила эту эпоху.

И когда спустя год её не стало, вечер памяти коллеги так и назвали: «Мой двадцатый век».

В конце лета 2005 года Алиса Федоровна вдруг сказала Валерии: «Что-то давно я не слышала мою любимую виолончель». Анфиногенова из Волгограда пригласила солистку-виолончелистку, из Санкт-Петербурга – дирижёра. Концерт состоялся в один из пятничных сентябрьских вечеров. Валерия Николаевнаподвезла её к дому. Выходя из машины, Алиса Дебольская сказала: «Как же я рада, что услышала мой любимый инструмент, спасибо тебе большое!» Это были её последние слова…

В память об Алисе Фёдоровне Дебольской музей истории города организовал фотовыставку. Здесь было много орлятских фотографий – с Александрой Пахмутовой, Юрием Гагариным… И одна, где идут по перрону две красавицы в модных пальто выше колена и на каблучках – брюнетка Элина Быстрицкая и голубоглазая блондинка Алиса Дебольская. И эта стать, и этот взгляд… Локомотив времени понесётся дальше, а она такой навсегда и останётся в памяти каждого, кому посчастливилось с ней дружить, работать, общаться – хрупкой женщиной с сильным характером и глазами, в которых отразилось всё бесконечное синее небо….

Досье

Алиса Фёдоровна Дебольская (27 октября 1927 г. – 12 сентября 2005 г.) была начальником управления Всесоюзного пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» с 1963 по 1966 годы.

Начиная с 1966 на протяжении почти 40 лет работала в Сочи: возглавляла управление культуры Сочинского горисполкома (1969-1982), была заместителем председателя Сочинского горисполкома (1982-1987). С 1993 по 2005 год руководила Залом органной и камерной музыки, который сегодня носит её имя.

Заслуженный работник культуры РСФСР (1977 г.), Почётный гражданин города Сочи (2002 г.), награждена медалью «За доблестный труд» (1970), орденом «Знак почёта» (1981).

События и вехи

1963 год. Состоялся Первый Всесоюзный Сбор юных коммунаров.
1964 год, август. В «Орлёнок» приезжают композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов.
1964 год, ноябрь. В гостях у орлят побывали космонавты Юрий Гагарин, Владимир Комаров, Константин Феоктистов, Адриан Николаев, Алексей Леонов.
1965 год, июль. Александра Пахмутова и Николай Добронравов сочинили и вместе с вожатыми отряда «Альтаир» исполнили песню «Звездопад». Вторая подаренная ими песня «Орлята учатся летать» стала гимном «Орлёнка».
1966 год. Состоялись первый Всероссийский слёт членов клубов юных моряков, первый слёт юных спортсменов-спринтеров.
В годы руководства Алисы Дебольской были открыты школа и лагеря «Звездный» (1964 г.), «Стремительный» (1965 г.), «Комсомольский» и «Штормовой» (1966 г.).

Автор: Марина Кардашина.