Мистик, композитор, теолог, проповедник и учёный, Хильдегарда Бингенская (1098–1179) была удивительно одаренной женщиной, чьи музыкальные произведения считаются одними из самых совершенных в Средневековье.
Монастыри были чрезвычайно влиятельными учреждениями в Европе во времена жизни Хильдегарды и оказали большое влияние на экономическую, политическую и духовную жизнь страны.
Монахи и монахини часто были из привилегированных семей и обладали огромной властью в регионе, что приводило к коррупции и чрезмерному богатству монастырей.
Хильдегарда Бингенская — также известная как Святая Хильдегарда и Сивилла Рейна — родилась в 1098 году в небольшой деревне в Рейнской области (ныне Западная Германия), возможно, в Бермерсхайме, в знатной, хотя и не очень богатой семье землевладельцев.
Считается, что она была младшей из 10 детей.
Даже в детстве Хильдегарда была исключительной.
С пяти лет у неё начали появляться видения, которые много лет спустя приобрели огромное духовное значение в её жизни, и которые она в конечном итоге задокументировала с помощью своих собственных ярких иллюстраций, музыки и серии завершенных теологических трудов.
Жизнь, полная благочестия
В 1106 году, в возрасте восьми лет, Хильдегарда была отдана под опеку Ютты из Спанхайма (1092–1136), чрезвычайно набожной молодой дворянки, которая обучала её латыни и псалмам.
Решение отдать Хильдегарду на попечение Ютты, несомненно, было как финансовым, так и образовательным или религиозным решением со стороны её родителей, у которых не было большого капитала — в отличие от Спанхаймов, которые были чрезвычайно богатой и влиятельной семьей в регионе.
Это помогло обеспечить стабильность в будущем их дочери.
В 1112 году, прожив вместе шесть лет, две молодые женщины начали очень уединенную, религиозную жизнь в (мужском) бенедиктинском монастыре Дизибоденберг в Одернхайме который вскоре расширился, включив в себя небольшой женский монастырь, где Ютта стала настоятельницей.
Монахини жили в маленьких каменных кельях, изолированных от монахов.
К 1115 году Хильдегарда приняла остриг и после смерти Ютты в 1136 году сменила её на посту настоятельницы.
Хильдегарда провела почти половину своей жизни в Дизибоденберге.
Ее помощником там был учёный Вольмар, монах и писец, который, в соответствии со стандартной монашеской практикой, стал ее секретарем и помогал документировать её видения.
Он также был её духовным наставником, исповедником и компаньоном.
Смерть Вольмара в 1173 году, за шесть лет до ее собственной, стала для Хильдегарды большой личной и профессиональной потерей.
Музыка — священный звук, через который звучит всё творение.
Хильдегарда из Бингена
В 1141 году Хильдегарда записала своё видение
… массы огненного света величайшей яркости, льющегося с небес. Он окутал мой мозг, и моё сердце зажглось пламенем, которое… согрело меня, как солнце согревает землю.
Это мощное переживание, которое, как она утверждала, было божественным вмешательством, побудило будущую святую обнародовать свои видения — отчасти с помощью своих теологических текстов.
Наиболее известными из них являются: Scivias (Знай путь, 1141–51), который, как считается, был проиллюстрирован самой Хильдегардой, в нём обсуждается творение, искупление и спасение; Книга заслуг жизни (1158–63), повествующая об обмене между добродетелью и пороком; и её последний великий визионерский текст, Книга божественных трудов (1163–74), в котором излагаются теории автора по космологии.
Новые направления
Рассказы о её видениях принесли Хильдегарде значительную известность и многочисленных последователей, вдохновив около 1148 года основать собственный монастырь в Рупертсберге близ Бингена (откуда и произошло её имя).
Позже она также основала второй монастырь в Эйбингене, на склоне холма над Рюдесхаймом на восточном берегу Рейна, но никогда там не жила.
В возрасте 60 лет Хильдегарда начала серию проповеднических туров по Германии, которые были сосредоточены на её видениях и духовных прозрениях — смелое и мужественное решение для женщины того периода в сурово патриархальном мире.
Среди страстей и многочисленных талантов Хильдегарды была и музыка: рай для неё должен был быть наполнен именно ею.
Она утверждала, что её композиции "завершают" её видения.
Произведения святой всегда сочетали музыку и слова — она воспринимала их как неразрывно связанные:
Слова символизируют тело, а… музыка указывает на дух.
Музыка была основой жизни в монастырях, и Хильдегарда, вероятно, была знакома с песнопениями, в том числе григорианским хоралом (простой или литургический напев средневековой церковной музыки), и, возможно, слышала какую-то светскую музыку.
Она также, вероятно, была бы знакома с творчеством немецких композиторов и теоретиков 11-го века Германа Контрактуса и Берно из Райхенау.
Однако, как сама Хильдегарда указывает в своих работах, она была в значительной степени необразованной и никогда не изучала музыку, форму или композицию.
Её творчество, по общему мнению, было продиктовано ее визионерским опытом.
Литературовед и лингвист Марк Атертон предположил, что техника Хильдегарды существенно отходит от принятых условностей григорианского хорала:
Её мелодия часто простирается на две октавы, часто внезапно перескакивая с низкой ноты на высокую, варьируя свои короткие фразы и мотивы и задерживаясь на одном слоге по мере того, как она поднимается и опускается.
Я огненная жизнь божественной субстанции, я пылаю над... полями, я сияю в водах, я горю на солнце, луне и звездах.
Хильдегарда из Бингена
Композиции Хильдегарды простираются от ярких ранних работ и чувственных произведений до более сдержанных песнопений более поздних лет.
Уходящие корнями в литургическую практику и датируемые периодом между 1140 и 1160 годами, они включают религиозные песни, антифоны, сложные респонсории, гимны и последовательности для мессы.
Самые известные композиции Хильдегарды — её версия оперы Ordo virtutum (Орден добродетелей, ок. 1150) — положенная на музыку пьеса о нравственности, состоящая из 82 мелодий — и её 77 литургических песнопений Symphonia armonie celestium revelationum (Симфония гармонии небесных откровений, ок. 1158).
Женщина-первопроходец
Хильдегарда Бингенская умерла в 1179 году в своём монастыре в Рупертсберге.
Она была канонизирована Папой Бенедиктом XVI в 2012 году.
При жизни её почитали как провидицу-пророка, но её крайнее уединение и тот факт, что она была женщиной, означали, что её музыке уделялось мало внимания — только с 1980-х годов новаторские достижения Хильдегарды в этой области были признаны.
Наследие Хильдегарды также распространяется на впечатляющий объем сочинений по медицине, науке, космологии и естествознанию.
Она приобрела почти культовый статус в некоторых кругах и является предметом большого общественного и научного интереса.
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. Вам несложно, а нам приятно. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал. У нас ещё много прекрасных историй в запасе.