Найти в Дзене
Прекрасные истории

Хильдегарда Бингенская / Мировые композиторы

Мистик, композитор, теолог, проповедник и учёный, Хильдегарда Бингенская (1098–1179) была удивительно одаренной женщиной, чьи музыкальные произведения считаются одними из самых совершенных в Средневековье. Монастыри были чрезвычайно влиятельными учреждениями в Европе во времена жизни Хильдегарды и оказали большое влияние на экономическую, политическую и духовную жизнь страны. Монахи и монахини часто были из привилегированных семей и обладали огромной властью в регионе, что приводило к коррупции и чрезмерному богатству монастырей. Хильдегарда Бингенская — также известная как Святая Хильдегарда и Сивилла Рейна — родилась в 1098 году в небольшой деревне в Рейнской области (ныне Западная Германия), возможно, в Бермерсхайме, в знатной, хотя и не очень богатой семье землевладельцев. Считается, что она была младшей из 10 детей. Даже в детстве Хильдегарда была исключительной. С пяти лет у неё начали появляться видения, которые много лет спустя приобрели огромное духовное значение в её жизн
Оглавление

Мистик, композитор, теолог, проповедник и учёный, Хильдегарда Бингенская (1098–1179) была удивительно одаренной женщиной, чьи музыкальные произведения считаются одними из самых совершенных в Средневековье.

Хильдегарда бросила вызов патриархату в Церкви, с помощью своей музыки и книг на темы от теологии и мира природы до медицины и сексуальности.
Хильдегарда бросила вызов патриархату в Церкви, с помощью своей музыки и книг на темы от теологии и мира природы до медицины и сексуальности.
Монастыри были чрезвычайно влиятельными учреждениями в Европе во времена жизни Хильдегарды и оказали большое влияние на экономическую, политическую и духовную жизнь страны.
Монахи и монахини часто были из привилегированных семей и обладали огромной властью в регионе, что приводило к коррупции и чрезмерному богатству монастырей.

Хильдегарда Бингенская — также известная как Святая Хильдегарда и Сивилла Рейна — родилась в 1098 году в небольшой деревне в Рейнской области (ныне Западная Германия), возможно, в Бермерсхайме, в знатной, хотя и не очень богатой семье землевладельцев.

Считается, что она была младшей из 10 детей.

Даже в детстве Хильдегарда была исключительной.

С пяти лет у неё начали появляться видения, которые много лет спустя приобрели огромное духовное значение в её жизни, и которые она в конечном итоге задокументировала с помощью своих собственных ярких иллюстраций, музыки и серии завершенных теологических трудов.

Жизнь, полная благочестия

В 1106 году, в возрасте восьми лет, Хильдегарда была отдана под опеку Ютты из Спанхайма (1092–1136), чрезвычайно набожной молодой дворянки, которая обучала её латыни и псалмам.

Решение отдать Хильдегарду на попечение Ютты, несомненно, было как финансовым, так и образовательным или религиозным решением со стороны её родителей, у которых не было большого капитала — в отличие от Спанхаймов, которые были чрезвычайно богатой и влиятельной семьей в регионе.

Это помогло обеспечить стабильность в будущем их дочери.

В 1112 году, прожив вместе шесть лет, две молодые женщины начали очень уединенную, религиозную жизнь в (мужском) бенедиктинском монастыре Дизибоденберг в Одернхайме который вскоре расширился, включив в себя небольшой женский монастырь, где Ютта стала настоятельницей.

Хильдегарда начала свою жизнь религиозного поклонения в монастыре Дизибоденберг, когда ей было всего 14 лет. Она оставалась там в течение 40 лет.
Хильдегарда начала свою жизнь религиозного поклонения в монастыре Дизибоденберг, когда ей было всего 14 лет. Она оставалась там в течение 40 лет.

Монахини жили в маленьких каменных кельях, изолированных от монахов.

К 1115 году Хильдегарда приняла остриг и после смерти Ютты в 1136 году сменила её на посту настоятельницы.

Хильдегарда провела почти половину своей жизни в Дизибоденберге.

Ее помощником там был учёный Вольмар, монах и писец, который, в соответствии со стандартной монашеской практикой, стал ее секретарем и помогал документировать её видения.

Он также был её духовным наставником, исповедником и компаньоном.

Смерть Вольмара в 1173 году, за шесть лет до ее собственной, стала для Хильдегарды большой личной и профессиональной потерей.

Музыка — священный звук, через который звучит всё творение.
Хильдегарда из Бингена
Рака Хильдегарды Бингенской в Церкви св. Хильдегарды. Фото из Википедии
Рака Хильдегарды Бингенской в Церкви св. Хильдегарды. Фото из Википедии

В 1141 году Хильдегарда записала своё видение

… массы огненного света величайшей яркости, льющегося с небес. Он окутал мой мозг, и моё сердце зажглось пламенем, которое… согрело меня, как солнце согревает землю.

Это мощное переживание, которое, как она утверждала, было божественным вмешательством, побудило будущую святую обнародовать свои видения — отчасти с помощью своих теологических текстов.

Наиболее известными из них являются: Scivias (Знай путь, 1141–51), который, как считается, был проиллюстрирован самой Хильдегардой, в нём обсуждается творение, искупление и спасение; Книга заслуг жизни (1158–63), повествующая об обмене между добродетелью и пороком; и её последний великий визионерский текст, Книга божественных трудов (1163–74), в котором излагаются теории автора по космологии.

Эта иллюстрация XIII века, изображающая человека, восседающего на сферах, образующих Вселенную, взята из «Книги божественных трудов» Хильдегарды (1163–1174). В этом тексте она, среди прочего, изложила свои теории о человеке и космосе — все они исходят из основной (раннегреческой) предпосылки, что люди состоят из тех же элементов, что и мир: земли, воды, воздуха и огня.
Эта иллюстрация XIII века, изображающая человека, восседающего на сферах, образующих Вселенную, взята из «Книги божественных трудов» Хильдегарды (1163–1174). В этом тексте она, среди прочего, изложила свои теории о человеке и космосе — все они исходят из основной (раннегреческой) предпосылки, что люди состоят из тех же элементов, что и мир: земли, воды, воздуха и огня.

Новые направления

Рассказы о её видениях принесли Хильдегарде значительную известность и многочисленных последователей, вдохновив около 1148 года основать собственный монастырь в Рупертсберге близ Бингена (откуда и произошло её имя).

Позже она также основала второй монастырь в Эйбингене, на склоне холма над Рюдесхаймом на восточном берегу Рейна, но никогда там не жила.

Монастырь в Рупертсберге в Бингене, на слиянии рек Рейн и Наэ, был основан Хильдегардой около 1148 года. Он был разрушен в 1632 году шведской армией во время Тридцатилетней войны.
Монастырь в Рупертсберге в Бингене, на слиянии рек Рейн и Наэ, был основан Хильдегардой около 1148 года. Он был разрушен в 1632 году шведской армией во время Тридцатилетней войны.

В возрасте 60 лет Хильдегарда начала серию проповеднических туров по Германии, которые были сосредоточены на её видениях и духовных прозрениях — смелое и мужественное решение для женщины того периода в сурово патриархальном мире.

Среди страстей и многочисленных талантов Хильдегарды была и музыка: рай для неё должен был быть наполнен именно ею.

Она утверждала, что её композиции "завершают" её видения.

Произведения святой всегда сочетали музыку и слова — она воспринимала их как неразрывно связанные:

Слова символизируют тело, а… музыка указывает на дух.

Музыка была основой жизни в монастырях, и Хильдегарда, вероятно, была знакома с песнопениями, в том числе григорианским хоралом (простой или литургический напев средневековой церковной музыки), и, возможно, слышала какую-то светскую музыку.

Она также, вероятно, была бы знакома с творчеством немецких композиторов и теоретиков 11-го века Германа Контрактуса и Берно из Райхенау.

Помимо несомненного знания григорианского пения и религиозной музыки того времени, Хильдегарда, возможно, была знакома с труверами, аристократическими поэтами-композиторами, которые были активны на севере Франции в XII веке, и чьи тексты песен исполнялись, часто самими поэтами, иногда с инструментальным сопровождением.
Хильдегарда наверняка также слышала о миннезенгерах, странствующих певцах Северной Европы, и об их знаменитом композиторе и исполнителе Вальтере фон дер Фогельвейде (ок. 1170–ок. 1230), который писал стихи о политике и любви и чье восхитительное и самое известное произведение «Под липой» напоминает песню соловья.
Помимо несомненного знания григорианского пения и религиозной музыки того времени, Хильдегарда, возможно, была знакома с труверами, аристократическими поэтами-композиторами, которые были активны на севере Франции в XII веке, и чьи тексты песен исполнялись, часто самими поэтами, иногда с инструментальным сопровождением. Хильдегарда наверняка также слышала о миннезенгерах, странствующих певцах Северной Европы, и об их знаменитом композиторе и исполнителе Вальтере фон дер Фогельвейде (ок. 1170–ок. 1230), который писал стихи о политике и любви и чье восхитительное и самое известное произведение «Под липой» напоминает песню соловья.

Однако, как сама Хильдегарда указывает в своих работах, она была в значительной степени необразованной и никогда не изучала музыку, форму или композицию.

Её творчество, по общему мнению, было продиктовано ее визионерским опытом.

Литературовед и лингвист Марк Атертон предположил, что техника Хильдегарды существенно отходит от принятых условностей григорианского хорала:

Её мелодия часто простирается на две октавы, часто внезапно перескакивая с низкой ноты на высокую, варьируя свои короткие фразы и мотивы и задерживаясь на одном слоге по мере того, как она поднимается и опускается.
На этой иллюстрации из Scivias изображена Хильдегарда Бингенская во время одного из своих визионерских опытов, получающая божественное вдохновение. Её сопровождает её помощник, писец и настоятель Вольмар. Показано, как луч яркого света с Небес нисходит на её голову, пока она документирует необычайный опыт.
На этой иллюстрации из Scivias изображена Хильдегарда Бингенская во время одного из своих визионерских опытов, получающая божественное вдохновение. Её сопровождает её помощник, писец и настоятель Вольмар. Показано, как луч яркого света с Небес нисходит на её голову, пока она документирует необычайный опыт.
Я огненная жизнь божественной субстанции, я пылаю над... полями, я сияю в водах, я горю на солнце, луне и звездах.
Хильдегарда из Бингена

Композиции Хильдегарды простираются от ярких ранних работ и чувственных произведений до более сдержанных песнопений более поздних лет.

Уходящие корнями в литургическую практику и датируемые периодом между 1140 и 1160 годами, они включают религиозные песни, антифоны, сложные респонсории, гимны и последовательности для мессы.

Самые известные композиции Хильдегарды — её версия оперы Ordo virtutum (Орден добродетелей, ок. 1150) — положенная на музыку пьеса о нравственности, состоящая из 82 мелодий — и её 77 литургических песнопений Symphonia armonie celestium revelationum (Симфония гармонии небесных откровений, ок. 1158).

Женщина-первопроходец

Хильдегарда Бингенская умерла в 1179 году в своём монастыре в Рупертсберге.

Она была канонизирована Папой Бенедиктом XVI в 2012 году.

При жизни её почитали как провидицу-пророка, но её крайнее уединение и тот факт, что она была женщиной, означали, что её музыке уделялось мало внимания — только с 1980-х годов новаторские достижения Хильдегарды в этой области были признаны.

Наследие Хильдегарды также распространяется на впечатляющий объем сочинений по медицине, науке, космологии и естествознанию.

Она приобрела почти культовый статус в некоторых кругах и является предметом большого общественного и научного интереса.

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. Вам несложно, а нам приятно. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал. У нас ещё много прекрасных историй в запасе.