Найти в Дзене
Прекрасные истории

Гвидо д'Ареццо / Мировые композиторы

Будучи монахом-бенедиктинцем, Гвидо д’Ареццо (992-1050) разработал новаторские методы изучения песнопений служб, а также систему записи музыки, на которой основана современная западная нотация. Родившись в городе-государстве Ареццо, примерно в 50 милях (80 км) к югу от Флоренции, примерно в 990 году, Гвидо Монако стал известен как Гвидо д'Ареццо. Мало что известно о его семье или ранней жизни, за исключением того, что он получил образование в бенедиктинском аббатстве Помпоза на северо-восточном побережье Италии и служил там монахом. В Помпозе Гвидо проявил свой большой музыкальный талант и, заметив трудности, с которыми сталкивались монахи при разучивании мелодий помогал им, заслужив тем самым и репутацию вдохновляющего учителя. Он также изучал теорию музыки и разработал способы улучшения способности певцов заучивать песнопения наизусть, используя схематическую систему обозначений. Гвидо понял, что этот трудоёмкий процесс можно значительно упростить, используя мнемонику — присваивая к

Будучи монахом-бенедиктинцем, Гвидо д’Ареццо (992-1050) разработал новаторские методы изучения песнопений служб, а также систему записи музыки, на которой основана современная западная нотация.

Эта фреска 19-го века в Музыкальной академии Киджи в Тоскане изображает знаменитого итальянского монаха и теоретика музыки в качестве вдохновляющего учителя.
Эта фреска 19-го века в Музыкальной академии Киджи в Тоскане изображает знаменитого итальянского монаха и теоретика музыки в качестве вдохновляющего учителя.

Родившись в городе-государстве Ареццо, примерно в 50 милях (80 км) к югу от Флоренции, примерно в 990 году, Гвидо Монако стал известен как Гвидо д'Ареццо.

Мало что известно о его семье или ранней жизни, за исключением того, что он получил образование в бенедиктинском аббатстве Помпоза на северо-восточном побережье Италии и служил там монахом.

Многочисленные песнопения католической церкви изначально заучивались монахами наизусть, а затем передавались устно. Однако примерно с IX века над текстами начали появляться графические символы, известные как невмы, чтобы указать на форму мелодии. Со временем их стали размещать на горизонтальной линии, представляющей высоту звука. Гвидо приписывают идею использования четырех линий (которые позже были расширены до знакомого нам пятилинейного нотного стана) для определения точной высоты звука каждой ноты.
Многочисленные песнопения католической церкви изначально заучивались монахами наизусть, а затем передавались устно. Однако примерно с IX века над текстами начали появляться графические символы, известные как невмы, чтобы указать на форму мелодии. Со временем их стали размещать на горизонтальной линии, представляющей высоту звука. Гвидо приписывают идею использования четырех линий (которые позже были расширены до знакомого нам пятилинейного нотного стана) для определения точной высоты звука каждой ноты.

В Помпозе Гвидо проявил свой большой музыкальный талант и, заметив трудности, с которыми сталкивались монахи при разучивании мелодий помогал им, заслужив тем самым и репутацию вдохновляющего учителя.

Он также изучал теорию музыки и разработал способы улучшения способности певцов заучивать песнопения наизусть, используя схематическую систему обозначений.

Внушительная колокольня аббатства Помпоза, где Гвидо провел несколько лет своей жизни, возвышается над живописным пейзажем Кодигоро на северо-востоке Италии.
Внушительная колокольня аббатства Помпоза, где Гвидо провел несколько лет своей жизни, возвышается над живописным пейзажем Кодигоро на северо-востоке Италии.

Гвидо понял, что этот трудоёмкий процесс можно значительно упростить, используя мнемонику — присваивая каждой ноте гаммы название (связанное с мелодией гимна Иоанну Крестителю, который он сочинил специально для этой цели).

Он также визуализировал эти названия, как если бы они были нанесены на суставы руки, что значительно сокращало время, затрачиваемое на изучение новых песнопений, и разработал способ написания музыки в виде меток на нотной стане (система параллельных горизонтальных линий), указывающих точную высоту каждой ноты.

Гвидо создал свою систему нотной руки, чтобы, по его словам, «любой умный и прилежный человек» мог выучить распев.
Гвидо создал свою систему нотной руки, чтобы, по его словам, «любой умный и прилежный человек» мог выучить распев.

Хотя эти новые методы облегчили обучение и исполнение, многим монахам Помпозы не понравились нововведения Гвидо, и ему пришлось покинуть аббатство примерно в 1025 году.

Он вернулся в Ареццо, где епископ назначил его учителем хористов собора и поручил написать трактат о принципах его музыкальных теорий и составить сборник антифонов для представления папе Иоанну XIX.

Гвидо завершил свой Micrologus de disciplina artis musicae (Трактат о преподавании музыкального искусства) примерно в 1026 году — и вскоре он стал стандартным текстом для музыкальной теории и образования в Средние века.

Его репутация распространилась, и в 1028 году папа пригласил Гвидо в Рим, но плохое здоровье не позволило этого сделать.

Наследие и влияние

Гвидо, строго говоря, не был композитором (его единственное известное оригинальное произведение — гимн, который он использовал в качестве учебного пособия), но его принципы музыкального образования и развитие нотной записи оказали сильное влияние на следующие поколения композиторов.

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. Вам несложно, а нам приятно. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал. У нас ещё много прекрасных историй в запасе.