Красивый холм высокого берега Оки, на котором расположен Никитский монастырь, издавна восхищал путников и паломников. Почитаемый старец Белопесоцкого монастыря Виссарион указывал на этот высокий берег реки и пророчески говорил:
Это славная Преображенская гора; на ней воссияет свет великий!
В 1899 году архимандрит Геронтий Кургановский посетил Каширу и был также поражен видами, открывающимися с холма, на котором расположился Никитский монастырь. Он сравнивал Оку с Днепром, а Каширу с древним Киевом:
Я совсем забылся, так восхищен был грандиозным ландшафтом, развернувшимся передо мною, и мысль моя быстро перенеслась в Киев, на живописные Киевские горы, откуда открывается волшебная картина на Подол.
А ведь архимандрит Геронтий бывал и в Валаамской обители на Ладожском озере, и в Святогорском монастыре бывшей Харьковской губернии у меловой скалы, и в абхазском Новом Афоне, окруженном пальмами и кипарисами. И все-таки подмосковная красота Каширы и окрестностей впечатлила его. Архимандрит Геронтий и составил подробное историческое описание Никитского женского монастыря.
История появления Никитской обители отмечена чудесными знамениями и явлениями. На месте монастыря прежде стояла ветхая деревянная церковь мученика Никиты при кладбище. Никитский приход появился в конце XVII века у старого погоста, который существует здесь и в настоящее время.
Приход был очень бедным, поэтому и деревянную Никитскую церковь многие годы не находили средств отремонтировать и выправить. Только в 1806 году обветшавшую церковь на свои средства обил тесом каширский купец Иеремия Панкратьевич Руднев. Его сын Федор Руднев в 1815 году стал церковным старостой Никитской церкви. Рудневы были небогатыми купцами, однако восстановление Никитского храма стало делом жизни нового церковного старосты. Федор Руднев решил не просто ремонтировать старую деревянную церковь, а построить новый каменный храм.
Место для нового храма было занято участками горожан, которые ни за что не хотели уступать землю под благое дело. Жена и родственники Руднева отговаривали его от сложного предприятия, которое сулило судебными тяжбами. А церковное начальство Тульской епархии, к которой относилась в то время Кашира, вовсе отказало Рудневу строить новый каменный храм. Купец при таких обстоятельствах невольно усомнился в том, чтобы начинать дело, но ему, по преданию, явился сам мученик Никита. Святой велел не опускать рук. Однажды Федор Руднев заснул у себя на кирпичных работах и увидел, как к нему кто-то подошел и сказал:
Не оставляй намерения строить храм; я сам буду тебе помогать.
Земля, на которой предполагалось строить храм, принадлежала каширскому мещанину по фамилии Лидский. Руднев предлагал ему выкупить землю, но тот и слушать об этом не хотел. Однако вскоре Лидский неожиданно поменял мнение. Он сам пришел к Рудневу и предложил купить его землю, причем за любые деньги. Лидский был очень встревожен, и рассказал Рудневу следующее:
Каждую ночь, лишь только поляжем спать, сквозь запертые двери приходит ко мне какой-то воин, и всегда одно приказывает выходить из дома вон и очищать место под церковь
Вероятно, это был сам мученик Никита - готский воин, принявший христианство в IV веке и казненный за это языческим правителем Атанарихом.
Укрепленный этими чудесными явлениями Федор Руднев упорно преодолевал все трудности, и в 1822 году, наконец, заложил новый каменный храм великомученика Никиты. Однако, трудности не закончились на этом. Стройка и отделка растянулись на многие годы.
При строящемся храме имелась деревянная сторожка, в которой Руднев разрешал жить неимущим вдовам и сиротам. Он также и содержал этих бедных женщин и девочек. Постепенно при сторожке возникла богадельня, в которую тульский епископ Дамаскин однажды попросил принять бесприютную монахиню Фомаиду из города Алексина Тульской губернии. С ее приходом богадельня по укладу жизни постепенно стала похожа на женский монастырь.
Мария Чирочина (так звали монахиню Фомаиду в миру) родилась в Новгородской губернии. Была отдана родителями замуж, но рано овдовела. Некий Тихвинский старец посоветовал девушке не возвращаться домой, а поступить в новгородский Горицкий монастырь. Из Новгорода Фомаида переехала в город Алексин, где хотела создать новую женскую обитель.
Епархиальное начальство не препятствовало Фомаиде в деле основания монастыря, но по разным причинам сделать это именно в Алексине не удалось. Тульский епископ Дамаскин решил направить Фомаиду в Каширу. Первые десятилетия сестры женской общины при богадельне Никитской церкви жили в крайней бедности, особенно после кончины своего благодетеля Федора Руднева.
Сколько приходилось слышать упреков от неблагонамеренных, злых людей! Сколько насмешек, клевет и злословий; вследствие чего по келиям слышались жалобы, ропотливые слезы, недоумения со стороны малодушных сестер. Многие не выдерживали, уходили, видя непрочное и необеспеченное жительство.
В 1862 году была официально утверждена Никитская женская община в Кашире, ее настоятельницей была назначена монахиня Макария. Она возглавляла общину на протяжении 27 лет. Но это был "промежуточный" этап, а статус полноценного женского монастыря Никитская община получила только в 1884 году. Вскоре в Каширский монастырь была переведена из Белева инокиня Тихона Ладыженская - ученица знаменитых Оптинских старцев. Она и стала новой игуменьей Никитской обители.
При игуменье Тихоне был возведен величественный Преображенский собор монастыря. Началось все с того, что фабрикант Михаил Моргунов, проживавший в Озерах, прислал штукатуров для поправки Никитского храма. Игуменья поехала в Озеры лично отблагодарить фабриканта. Моргунов, довольно суровый на вид купец, поинтересовался у монахини, чем бы он еще мог помочь монастырю. Тихона неожиданно ответила, что в обители нет соборной церкви. Моргунов тут же на словах обещал помощь. Однако когда игуменья приехала к нему второй раз, уже с документами для сбора средств, Моргунов поменял мнение. Он неохотно подписал обязательство только на часть необходимых средств для стройки, да и то хотел помочь не деньгами, а материалами и работой. Однако игуменья Тихона не отчаивалась, она собрала недостающие средства у конкурентов Моргунова озерских купцов Щербаковых и московских благотворителей. Впоследствии Моргунов и сам много жертвовал на строительство собора и оказался в итоге главным его благотворителем.
Собор был построен в 1894 году. Изначально его хотели освятить в честь Казанской иконы Божией Матери, но вышло иначе. Сбылось пророчество белопесоцкого старца Виссариона, который когда-то давно сказал покойной монахине Фомаиде: "У вас святая гора Фавор, здесь будет собор и 500 человек будут славить Господа". Действительно главный монастырский храм был освящен в честь Преображения Господня.
Для Никитского монастыря после 1917 года настала новая череда испытаний. Чтобы избежать разорения, инокини преобразовали обитель в трудовую артель, которая существовала некоторое время и в советские годы. Но монастырь все-таки закрыли... В 1990-е годы в России стали вновь массово открываться храмы, но имущественные споры о принадлежности церквей Никитского монастыря продолжались до 2009 года. Наконец, было принято решение отдать полуразрушенные здания верующим. В своем былом великолепном виде монастырь был полностью восстановлен в 2018 году.