Найти в Дзене

Соколова Пустынь и бывший Предтеченский скит Никитского монастыря

Древняя обитель Соколова Пустынь исчезла несколько столетий назад, но сохранилось ее название в Ступинском районе. В живописной местности, покрытой сосновым лесом, не осталось ее следов. В 1895 году рядом с местом, где находилась Соколова Пустынь, был устроен Предтеченский скит Каширского Никитского монастыря. Однако и от его построек ничего не осталось. До революции деревня Соколова Пустынь входила в приход Троицкой церкви села Лужники. На территории Троицкой церкви в 2007 году было установлено изображение Сергия Радонежского в память о посещении святым этих мест. Путешествую в Каширу в конце XIX века, архимандрит Геронтий Кургановский составил подробное описание Никитского женского монастыря, а также попутно касался истории города и его окрестностей. Он записал предание о Белопесоцком монастыре, где стояла келья-палатка преподобного Сергия Радонежского. В этой палатке святой отдыхал по пути в монастыри, устроенные его учениками у Оки. Об предании напоминает скульптура преподобного у

Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Древняя обитель Соколова Пустынь исчезла несколько столетий назад, но сохранилось ее название в Ступинском районе. В живописной местности, покрытой сосновым лесом, не осталось ее следов. В 1895 году рядом с местом, где находилась Соколова Пустынь, был устроен Предтеченский скит Каширского Никитского монастыря. Однако и от его построек ничего не осталось. До революции деревня Соколова Пустынь входила в приход Троицкой церкви села Лужники. На территории Троицкой церкви в 2007 году было установлено изображение Сергия Радонежского в память о посещении святым этих мест.

Путешествую в Каширу в конце XIX века, архимандрит Геронтий Кургановский составил подробное описание Никитского женского монастыря, а также попутно касался истории города и его окрестностей. Он записал предание о Белопесоцком монастыре, где стояла келья-палатка преподобного Сергия Радонежского. В этой палатке святой отдыхал по пути в монастыри, устроенные его учениками у Оки. Об предании напоминает скульптура преподобного у Троицкой церкви села Лужники, выполненная скульптором Михаилом Шандуренко. Он является основателем дома-музея художника-анималиста Дмитрия Горлова в Соколовой Пустыни.

Скульптура Сергия Радонежского у Троицкой церкви в Лужниках
Скульптура Сергия Радонежского у Троицкой церкви в Лужниках

Архимандрит Геронтий Кургановский писал о Соколовой Пустыни так:

С парохода мне показывали на крутом берегу Оки деревню под названием Соколова Пустынь в 7-ми верстах от Каширы; там была некогда Предтечева пустынь, в XVIII столетии сгоревшая до основания. Уцелевшая икона главы св. Иоанна Предтечи была перенесена в Белопесоцкий монастырь; туда же переселились и иноки.

В то время он нашел на месте бывшей пустыни только маленькую часовенку-столб с крестом, установленный на горе, и несколько надгробных холмиков. Икона Иоанна Предтечи из древней Соколовой Пустыни, по-видимому, пропала в советские годы, когда Белопесоцкий монастырь был закрыт.

Через 200 лет после упразднения пустыни в ее окрестностях вновь началась монашеская жизнь. Трудами инокинь Каширского Никитского монастыря в 1895 году в этих местах был основан скит с тем же посвящением Иоанну Предтече.

Появление скита вблизи бывшей Соколовой Пустыни началось так. Никитской общине в Кашире принадлежал лес в двадцати верстах от обители в Серпуховском уезде. Лес приобрела основательница Никитского монастыря инокиня Фомаида Чирочина, но из-за расстояния оттуда почти никогда не брали дров. Для отопления стали искать лес поближе к обители. Наконец, игуменья Тихона нашла участок. Правда, так как в Каширском уезде казенных лесных дач уже не было, ближайший находился в Московской губернии за Окой. Сама Кашира с уездом тогда входили в состав Тульской губернии. В 1890 году Никитский монастырь получил документы на этот лес, располагавшийся в семи верстах от Каширы вблизи Соколовой Пустыни.

-3

Затем игуменья Никитского монастыря велела перевезти в лес из Каширы ветхую келью-сторожку, которая стала не нужно после строительства нового собора. С этой хижины и началась история Предтеченского скита на лесной даче. В том же 1890 году к игуменье обратились крестьяне трех соседних с дачей деревень, они просили открыть школу для их детей. При содействии сенатора Владимира Карловича Саблера, проведшего детство в Колтово недалеко от Каширы, Синодом были выделены деньги на постройку школы. С осени 1891 года в ней начались занятия, а учительницей стала послушница из Никитского монастыря. Вскоре к ней переселились еще три послушницы и монахиня Еликонида. На новом месте инокини стали расчищать лес, завели пасеку и огород. Монахини лесной дачи и школы стали просить игуменью построить храм.

Скоро нашелся и благотворитель серпуховский купец Василий Иванович Каштанов. Церковные власти первое время были против новой церкви, так как один монастырь разделялся на две губернии: Тульскую и Московскую. Но сомнения были преодолены. Московский митрополит Сергий разрешил строительство церкви в своей епархии, сказав монастырскому ходатаю следующее:

Мы поделяемся монастырю Каширскому теплом (т.е. дровами), пусть они поделятся нам светом (т.е. школой, просвещением края).

Митрополит Сергий благословил игуменью Тихону на строительство церкви вблизи Соколовой Пустыни иконой Иверской Божией Матери.

Никитский женский монастырь в Кашире
Никитский женский монастырь в Кашире

Храм в честь Иоанна Предтечи был построен по проекту архитектора Кондакова в 1895 году. С этого времени лесная дача Никитского монастыря стала называться Предтеченским скитом. В 1899 году в нем насчитывалось 30 сестер во главе с монахиней Еликонидой. Они проходили разные послушания: работали на огороде и пасеке, занимались с детьми в школе.

В конце XIX века скит вблизи Соколовой Пустыни состоял из храма, 5 корпусов, амбара, ледника, деревянного сарая. За оградой находились другие строения: здание школы, дом священника, келья учительницы, пасека, скотный двор, гостиница для паломников. В скитский храм ходили жители соседних деревень: Соколовой Пустыни, Сайгатово, Тутыхино, Головлинки, Ступино. Архимандрит Геронтий писал:

Трудно верить, что в короткое время, без наличных средств, так много выстроено; все делалось по благословению свыше, помощью св. Великого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

Сегодня также трудно поверить, что от скита, как и от древней Соколовой Пустыни, ничего не осталось.