Найти в Дзене

Ненадоедающие самоповторы (о «Конце главы» и «На Форсайтской Бирже» Джона Голсуорси)

Не рассчитывал, что так скоро вернусь к чтению книг Голсуорси, тем более, что совсем недавно, около трех месяцев назад, прочел «Сагу о Форсайтах» в полном объеме, однако, желание узнать, что будет дальше с полюбившимися мне героями, пусть уже и не центральными, привело меня к чтению трилогии «Конец главы» и сборника рассказов «На Форсайтской Бирже». Первую из них читал в электронном виде, ибо бумажный вариант хоть и есть, но сама книга очень старая и страницы пожелтевшие, но знакомился я с другим переводом, не свободным, к сожалению, от грамматических погрешностей. «Конец главы» - последнее, во многом итоговое, большое произведение автора, книга куда более горькая, чем «Сага о Форсайтах». То, что было в «Саге» подано с юмором и сдержанной печалью, здесь становится источником почти безутешной грусти. «Конец главы» - о семействе Черрелов, которые после свадьбы Флер и Майкла (главных героев «Современной комедии») породнились с Форсайтами. В первой части (наиболее увлекательной) рассказыва

Не рассчитывал, что так скоро вернусь к чтению книг Голсуорси, тем более, что совсем недавно, около трех месяцев назад, прочел «Сагу о Форсайтах» в полном объеме, однако, желание узнать, что будет дальше с полюбившимися мне героями, пусть уже и не центральными, привело меня к чтению трилогии «Конец главы» и сборника рассказов «На Форсайтской Бирже». Первую из них читал в электронном виде, ибо бумажный вариант хоть и есть, но сама книга очень старая и страницы пожелтевшие, но знакомился я с другим переводом, не свободным, к сожалению, от грамматических погрешностей. «Конец главы» - последнее, во многом итоговое, большое произведение автора, книга куда более горькая, чем «Сага о Форсайтах».

То, что было в «Саге» подано с юмором и сдержанной печалью, здесь становится источником почти безутешной грусти. «Конец главы» - о семействе Черрелов, которые после свадьбы Флер и Майкла (главных героев «Современной комедии») породнились с Форсайтами. В первой части (наиболее увлекательной) рассказываются сразу две драматические истории, одна из которых о безумии, вторая – о социальном позоре. Вторая (несколько занудная и растянутая) – о несчастной любви одной из главных героинь. Наконец, третья – о бракоразводном процессе, поданном въедливо и скрупулезно не без влияния судебных страниц «Братьев Карамазовых».

Несмотря на то, что стилистически и концептуально Голсуорси – последователь Толстого, как и Драйзер, он порой цитирует Достоевского, учась у него проникновению в психологические глубины. Как бы ни было интересно следить за сюжетными перипетиями «Конца главы», трилогия все же не так захватывает, как «Сага о Форсайтах», кажется часто наполнена самоповторами, будто автор говорит все о том же и теми же средствами. Однако, даже несмотря на это, книга не надоедает и читаешь ее с удовольствием, думаю, что большим преувеличением будет сказать, что «Конец главы» - лучшая книга Голсуорси (хотя некоторые критики, особенно в России, так считают). Здесь в частности больше раскрыта социальная тема неполноценности классово-кастового общества, но меньше внимания уделено самим героям и их характерам (хотя диалоги и здесь блистательны). Может, сыграло свою роль несовершенство перевода, но книга понравилась куда меньше «Саги», хотя нельзя не признать смелость прозаика, затронувшего в «Конце главы», то есть уже в начале 1930-х, непопулярную и пугавшею тогда многих, тему индивидуального безумия.

Скажу также несколько слов о сборнике новелл «На Форсайтской Бирже»: написано и переведено с блеском (здесь преобладают новые переводы), истории о второстепенных персонажах «Саги», поданных здесь как центральные, позволили Голсуорси рассказать небанальные и чрезвычайно приятные своей органичной ироничностью небольшие анекдоты. Из этой книги очень хорошо видно, чем Форсайты отличаются от Черрелов: первые – настоящие буржуа, боящиеся романтики и красоты, нарушающих раз и навсегда заведенный распорядок жизни, вторые – более эмоциональные и иррациональные натуры, не боящиеся жить согласно чувствам. Если первых, по мысли автора, - столп нации, он любит, но не перестает насмехаться над их недостатками, то вторым сочувствует, понимая, что они сходят с исторической сцены (оттого и горечь интонации всей трилогии). Форсайтам же ничего не угрожает, они твердолобы и каменны.

Голсуорси часто делает своими героинями женщин (Ирэн, Флер, Динни), которые богаче в экзистенциальном плане стяжателей-мужчин, но он достаточно трезвомыслящ, чтобы понимать, что ничего хорошего и счастливого их на острове фарисеев не ждет (кстати, у меня на полке еще две книги автора с еще четырьмя его романами, один из которых так и называется). В любом случае я рад, что продолжил читать Голсуорси, ведь как бы ни были порой тавтолгичны его книги, это несколько не надоедает, ведь встречаешься с уже полюбившимися героями, вновь погружаясь в их изысканную жизнь.