Живопись обнаженной фигуры человека, хотя и имеет свои особенности, но
подчиняется тем же общим законам, что и живопись всех других предметов.
Во вступлении к первому выпуску «Школы изобразительного искусства и в
статье о натюрморте во втором выпуске я уже говорил о колорите, излагал
метод подхода к натуре и метод изображения ее на холсте. Думать, что
живописи обнаженной фигуры человека свойственны какие-либо иные методы,
было бы, конечно, ошибочным. Так что, если вы меня спросите: «Значит,
человека надо так же писать, как натюрморт», — я отвечу: «Да, так же,
как натюрморт».
(Аудио этого поста здесь - (ЖИВОПИСЬ МАСЛОМ ( ФИГУРА ЧЕЛОВЕКА) 60-67 ) https://music.yandex.ru/playlists/78eb210a-359b-06e3-b347-3e9a923cf79c )
Скажем, вы пишете натюрморт при данном свете на определенном фоне. Посадите рядом человека, и его фигура будет подчиняться тем же особенностям
освещения и влиянию рефлексов окружающей среды, в зависимости от которых тело также нужно писать не какими-то «тельными» красками, а сложной палитрой.
Советы, касающиеся специфики работы над фигурой, идут по линии технического выполнения, а методика и основные принципы остаются неизменными, что бы мы ни писали.
Человек — самый сложный объект для живописи. Именно потому период обучения рисунку и живописи фигуры человека в художественном учебном заведении продолжается несколько лет. А для настоящего художника человек — неиссякаемый источник творческой работы, постоянного изучения всего
сложного богатства его содержания и форм.
В русской и мировой живописи немало прекрасных примеров вдохновенного
изображения обнаженной фигуры. Классические произведения были созданы
скульпторами и живописцами Древней Греции Образы гармонически развитого
человека воплотили в своих творениях ваятели Поликлет, Пракситель,
Мирон, Скопас и другие великие мастера.
В эпоху Возрождения обнаженное тело вдохновляло таких художников, как Микеланджело, Джорджоне, Тициан
.
В шестнадцатого века силу и красоту человека воспевали Рембрандт (рис 57),
Веласкес (рис. 51),
Рубенс (рис. 52).
Изображение обнаженной фигуры заняло большое место в искусстве
классицизма восемнадцатого века и в творчестве художников романтического
направления. Замечательные произведения на эту тему были созданы
Давидом, Энгром (рис 33),
Жерико (рис. 54), Делакруа.
В русском искусстве серьезное внимание уделяли иизображению тела живописцы, воспитанные петербургской академией художеств, — А. П. Лосенко, П. И. Соколов, Г. И. Угрюмов и, конечно, Александр Иванов и К. П. Брюллов (рис. 55).
В советском искусстве тема гармонически развитого человека, изображение
прекрасного человеческого тела имеют особенно большое значение в
спортивных сюжетах. В произведениях такого рода получили отражение
величие и красота советских людей.
Необходимо отметить что овладение мастерством передачи большой формы (обнаженной фигуры) помогает художнику в создании наиболее выразительного, яркого портрета. Необычайные сложности живописи фигуры для начинающих требуют особого подхода, особой доступности понимания. Кроме того, что при очном обучении довольно просто, то при заочном обучении требует скрупулезного изложения шаг за шагом. Хорошая школа, упорный труд должны привить художнику то, что мы называем «цельностью видения».
Цельность видения — основа основ живописи, как и всех изобразительных искусств вообще. Уметь цельно видеть предметы, природу, человека — обязательное качество каждого подлинного художника.
Только обладая этим качеством, художник может правильно передать свои
впечатления от окружающего мира, найти в нем главное, определить меру
второстепенного. О цельности видения мы говорили уже в первом и втором
выпусках «Школы изобразительного искусства» и вновь вернемся к этому
вопросу в разделе «Тон и цвет» нашей статьи, посвященной живописи
фигуры человека.
Итак, самое сложное и трудное — научиться видеть и воспроизводить увиденное, но, кроме того, нужно понять, почему это так. Вот для того чтобы это понять, вся практическая работа художника должна строиться на прочном и глубоком знании дисциплин, неразрывно связанных с искусством, и в первую очередь законов оптики и цветоведения, перспективы и пластической анатомии, их изучение необходимо,чтобы при рисовании и живописи фигуры можно было бы сознательно изображать человека в различных позах и всевозможных движениях, при любом освещении и в самом разнообразном окружении, а это уже позволит осуществлять композиционные замыслы.
Изучение анатомии весьма длительное дело. Не думайте, что, достаточно прочесть несколько раз книгу, чтобы получить даже начала подлинного знания. Мало знать, как сочленяются кости, надо уметь рисовать скелет во всех
возможных положениях и ракурсах.
Пройдет много времени, прежде чем вы изучите скелет в различных положениях. Дальше дело идет еще сложнее — необходимо уметь «одеть» скелет мышцами. Надо знать какая мышца к какой кости и в каком месте прикрепляется, и не только знать, но и уметь нарисовать каждому, кто хочет стать грамотным художником.
Заниматься рисованием анатомических набросков надо параллельно с работой над живописью фигуры.
Как только есть досуг и желание поработать, упражняйтесь в анатомических набросках. Это поможет сознательному отношению к работе над этюдом фигуры маслом и, конечно, над эскизами задуманных вами картин.
Почему художники эпохи Возрождения создали такое огромное количество превосходных произведений?
Потому, конечно, что в совершенстве знали законы движений фигуры человека.
Автор текста - профессор А.М. Кузнецов.
Многие иллюстрации взяты из интернета и кадров видео.
КоллективавторовШколаизобразительногоискусства(вып.04)1962#Попрограммехудучилища#ЖИВОПИСЬМАСЛОМЖИВОЙНАТУРЫЧЕЛОВЕКА