2 июня 1944 года в 11:05 по центральноевропейскому времени с аэродрома Андриешени пошли на взлет 16 советских штурмовиков Ил-2 из 568-го штурмового авиаполка. Задачей этой группы являлось нанесение удара по передовым германским подразделениям, занимавшим позиции возле села Тотоешти в 27 километрах к северо-западу от города Яссы. На тот момент наступление 2-го Украинского фронта выдохлось, инициатива перешла к противнику и немецко-румынские соединения контратаковали. Войска Красной армии вынуждены были отходить с ранее достигнутых рубежей и остро нуждались в поддержке с воздуха.
Эскадрильи, вошедшие в состав ударной группы, возглавлялись чрезвычайно опытными авиаторами. Первую восьмерку вел кавалер ордена Ленина капитан Сергей Феоктистов, который мог считаться асом даже по "истребительным" меркам. К июню 1944 года этот летчик совершил около 60 боевых вылетов, а на его официальном счету, помимо значительного количества уничтоженных наземных целей, числилось семь сбитых неприятельских самолетов: четыре
транспортных "Юнкерс" Ju-52, по одному разведчику "Фокке-Вульф" FW-189 и "Хеншель" Hs-126, а также один истребитель "Мессершмитт" Bf-109. Самого Феоктистова сбивали дважды. Первый раз - истребители, второй - зенитная артиллерия. Во втором случае ему пришлось совершать вынужденную посадку на территории, занятой противником, однако Сергей смог избежать плена, вышел к партизанам и после почти месяца пребывания в их отряде был эвакуирован на "большую землю" на связном биплане У-2.
Лидером второй восьмерки являлся старший лейтенант Борис Лозоренко. Как и Феоктистов, он воевал с лета 1941 года, совершил около 60 боевых вылетов, один раз был сбит зенитной артиллерией за линией фронта, попал в плен, спустя месяц бежал, присоединился к партизанскому отряду и еще через месяц
эвакуировался воздушным путем. Борису доводилось участвовать в воздушных боях не так часто, как Сергею Феоктистову, но все же и в его активе имелись сбитые машины противника - два транспортных Ju-52.
Поскольку в районе Ясс и Тыргу-Фрумоса немецкие и румынские авиационные части действовали весьма энергично и значительными силами, командование
выделило для штурмовиков солидное прикрытие. Защиту "Илов" на маршруте и над целью должны были обеспечить 10 истребителей Як-9 из 427-го истребительного авиаполка, базировавшегося на аэродроме Биволари. Командиром этой десятки был штурман полка майор Шалва Кирия - знаменитый ас, на счету которого к тому времени числилось 20 побед, одержанных как лично, так и в совместно с другими летчиками.
Спустя 20 минут после взлета советская группа вышла в район цели. Чтобы не
попасть под обстрел со стороны вражеской зенитной артиллерии, истребители отошли чуть севернее, встали в круг над селом Мовилени и стали ждать своих подопечных там. "Илы" же, выстроившись в пеленг, устремились к северо-восточной окраине Тотоешти, где находились позиции немецких танков. Обнаружив неприятельскую бронетехнику, штурмовики спланировали с высоты 800 метров под углом около 30 градусов и сбросили несколько сотен противотанковых кумулятивных бомб, после чего вышли из атаки правым разворотом и начали следующий заход. Немногочисленная зенитная артиллерия пыталась оказать противодействие, но не слишком преуспела - только один Ил-2 был поврежден близким разрывом, однако не покинул строй. Экипажи еще трижды проштурмовали цель, снижаясь до высоты 100 метров и ведя огонь из автоматических пушек и пулеметов. А когда после завершения четвертого захода они снова стали разворачиваться вправо, замыкающая машина первой восьмерки вдруг вспыхнула и начала падать. В тот же момент воздушные стрелки остальных заметили пронесшийся мимо горящего "Ила" немецкий истребитель.
Когда позиции танкистов подверглись воздушному налету, наземные посты связи запросили истребительную поддержку, и та не замедлила прибыть. На
перехват советских штурмовиков направился сам командир эскадры JG 52 оберст-лейтенант Дитрих Храбак. С ним летело еще трое пилотов из первой группы, базировавшейся на аэродроме Яссы. Храбак являлся одним из самых лучших асов Люфтваффе. Свои первые боевые вылеты он совершил в сентябре
1939 года во время Польской кампании, участвовал в воздушных сражениях над Францией, Битве за Британию, воевал на Балканах и в СССР. Эскадрой JG 52 он командовал с 1 ноября 1942 года. К июню 1944-го официальный счет Дитриха составлял 121 победу, одержанную в более чем 700 вылетах. В 1939 - 1940 годах он был сбит четыре раза и получил одно легкое ранение, но на Восточном фронте ничего подобного с ним еще не происходило.
Получив по радио информацию о противнике, Храбак решил подойти к Тотоешти на предельно малой высоте, рассчитывая на то, что советские летчики не смогут разглядеть звено "Мессершмиттов" на фоне земли. Так оно и вышло. Ни экипажи штурмовиков, ни пилоты "Яков" не заметили угрозы, а немецкие авиаторы, разделившись на две пары, устремились снизу-сзади на восьмерку капитана Феоктистова, беря ее в "клещи".
Немцы выбрали момент очень удачно: во время штурмовки строй "Илов" растянулся и пилоты Bf-109 могли атаковать практически любой вражеский самолет, не особенно рискуя попасть под очередь, выпущенную вдогон позади идущим. Первым добился успеха лейтенант Рудольф Вальтер - молодой 20-летний офицер, прибывший на фронт тремя месяцами ранее и уже успевший одержать четыре победы. Выбрав своей целью замыкающий Ил-2 первой восьмерки, он зашел слева-сзади и сбил штурмовик одной длинной очередью.
Краснозвездная машина загорелась, рухнула на землю и взорвалась. Пилот "Ила" младший лейтенант Филипп Гланштейн и стрелок младший сержант Николай Зачиняев погибли.
Остальные советские экипажи заметили выходящий из атаки "Мессершмитт", после чего Феоктистов и Лазаренко скомандовали отход. Но едва Сергей направил свою эскадрилью на соединение с истребителями прикрытия, его собственный штурмовик получил серию попаданий в носовую часть. Это был результат меткой стрельбы Дитриха Храбака, решившего заняться самолетом неприятельского лидера. Двигатель Ил-2 задымил и стал быстро терять мощность, так что капитан Феоктистов пошел на снижение и совершил вынужденную посадку на фюзеляж близ села Йепурени в трех километрах к юго-востоку от Мовилени. По счастью, эта территория находилась под контролем советских войск, а пилот и стрелок сбитого немецким асом штурмовика не пострадали.
После этого боевой порядок штурмовиков рассыпался, поскольку два самолета из первой восьмерки были сбиты, а младший лейтенант Иван Шмонов из эскадрильи Лозоренко по собственной инициативе покинул строй, чтобы прикрыть идущего на вынужденную посадку Феоктистова. На первый взгляд, это
предоставляло немецким летчикам хорошую возможность для проведения повторной атаки, однако на помощь к "Илам" уже спешили истребители из группы майора Кирия. Не желая связываться с имевшей преимущество в высоте десяткой "Яков", оберст-лейтенант Храбак и трое его товарищей сочли свою задачу выполненной, дали двигателям полную мощность и стали отходить на свою территорию.
При равных условиях Як-9 имел мало шансов в преследовании более скоростного Bf-109G-6. Однако же в данном случае у "Сталинских соколов" было тактическое преимущество и они могли попытаться сократить дистанцию за счет разгона на пикировании. Эту возможность смог реализовать лейтенант Иван Табаков - опытный ас, совершивший к тому времени более 100 боевых вылетов и имевший на официальном счету 15 воздушных побед. Набрав скорость, он приблизился к неприятельской командирской паре и поочередно обстрелял оба "Мессершмитта". Те пошли к земле и Табаков решил, что "стодевятые" сбиты. Советский летчик заблуждался - ему удалось лишь задеть самолет Храбака, тогда как второй немецкий истребитель вообще не пострадал.
Дитрих и его ведомый ушли от преследования на бреющем полете, Рудольф Вальтер со своим напарником - с набором высоты. На этом бой завершился.
Несмотря на полученные попадания, Bf-109 Храбака полностью сохранил
управляемость, а двигатель хорошо держал обороты. Ас спокойно довел машину до аэродрома Лейпциг (ныне Серпневое, Одесская область), что располагался в 160 километрах к юго-востоку от Ясс, и вот тут у Дитриха возникла проблема. При заходе на посадку выяснилось, что система выпуска шасси повреждена и стойки не выходят из ниш. Не особенно смутившись, командир JG 52 уверенно приземлил самолет на фюзеляж на краю летного
поля. "Мессершмитт" вскоре был отремонтирован, и этот случай стал первым и единственным, когда Храбаку пришлось садиться на вынужденную после встречи с советскими истребителями.
По итогам боя участвовавшие в нем пилоты Люфтваффе совершенно корректно
оценили свои достижения, заявив о двух сбитых Ил-2. Один пошел в актив Дитриха Храбака, другой пополнил счет Рудольфа Вальтера. Экипажи советских штурмовиков, поразившие в ходе налета бомбами пять немецких танков, о сбитых вражеских истребителях не докладывали, а вот на счет Ивана Табакова были записаны две победы, хотя реально этот ас мог претендовать только на одну.
Что интересно, никто из участников боя с советской стороны не смог правильно определить тип вражеских самолетов, с которыми пришлось иметь дело. Все как один доложили, что "Илы" были атакованы "Фокке-Вульфами". Скорее всего, ошибка возникла из-за того, что Храбак использовал тактику атаки с малой высоты, к которой чаще всего прибегали пилотировавшие FW-190F летчики активно действовавших в районе Ясс германских штурмовых авиагрупп.
Причины понесенных потерь были сформулированы в журнале боевых действий 231-й штурмовой авиадивизии следующим образом:
"1. Виновником сбития истребителем ФВ-190 младшего лейтенанта Гланштейна является сам летчик, который, увлекшись атакой цели, оторвался от группы.
2. Виновником подбития истребителем ФВ-190 капитана Феоктистова является его напарник младший лейтенант Затевахин, оторвавшийся от ведущего, не мог его прикрыть.
3. Правильно принял решение младший лейтенант Шмонов из второй восьмерки - заметив атакующего ФВ-190, прикрыл капитана Феоктистова, сопровождая его до места посадки."
Дальнейшие судьбы участников боя сложились так:
Сергей Феоктистов успешно сражался до самого конца войны. Он совершил в общей сложности 146 боевых вылетов и был удостоен звания Героя Советского
Союза, которое было присвоено ему в мае 1946 года, хотя представление составили еще осенью 1944-го. В дальнейшем Сергей продолжил служить в военной авиации и вышел в отставку летом 1972 года в звании полковника.
Борис Лозоренко, совершивший за время войны 124 боевых вылета, также стал
Героем Советского Союза в мае 1946 года. В послевоенный период он дослужился до звания подполковника и вышел в отставку весной 1960-го.
Иван Табаков погиб в воздушном бою над Венгрией 20 февраля 1945 года. К тому моменту на официальном счету этого аса числилось 24 сбитых вражеских
самолета. Несмотря на высокую результативность, звания Героя Советского Союза Табаков так и не получил.
Рудольф Вальтер на протяжении лета 1944 года делал большие успехи и 1 сентября одержал свою 22-ю победу. Однако 21-го числа того же месяца был сбит над Польшей советской зенитной артиллерией, получил серьезное ранение и к летной работе больше не возвращался.
Дитрих Храбак к моменту окончания боевых действий совершил 820 (по некоторым данным - более 1000) боевых вылетов и одержал в воздушных боях 125 побед. В первые послевоенные годы некоторое время работал директором по продажам на автомобильном заводе, а в середине 50-х вернулся на службу и внес значительный вклад в воссоздание военно-воздушных сил своей страны. Свою карьеру он завершил осенью 1970 года в звании генерал-майора.
Michael Traurig