В этом смысле А. Ф. Лосев фактически объединял формационный и цивилизационный подходы к рассмотрению общественного становления.
1) Формационный предполагает акцент на единой линии развития человечества согласно стадиям первобытной общинности, рабовладения, феодализма, капитализма и социализма/коммунизма.
2) Цивилизационный предполагает акцент на самобытности культур и/или цивилизаций, на том, что преемственность если и возможна, то она всегда преломляется через уникальность наследующей культуры/цивилизации (не будем сейчас вникать в разницу между концепциями Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби).
3) А. Ф. Лосев, рассматривая культурно-исторический тип как взаимопронизывающее единство духовной культуры и материального производства, предлагает а) исследовать лик культуры через ту или иную общественно-экономическую формацию (возможно и обратное). б) То есть, скажем, смотря на рабовладельческую формацию в Древней Греции, мы можем диалектически заключать об общем контексте культурного сознания древних греков. в) Таким образом, общественно-экономическая формация — это метод исследования духовной культуры с учётом её специфики (и специфики области культуры — искусства, философии, науки и т. д.).
г) Так, сгущая краски, мы можем заключить: отношение к рабу как к вещи-телу формировало и общую модель миропонимания (https://t.me/poemsandphilosophyborodini/207), где в той же философии казалось бы абстрактные идеи Платона всё равно мыслятся как тела, пусть и идеально-невещественные. Отсюда в первом приближении уясняется не только античный культ тела, но и то, что основной вид искусства в Древней Греции — это скульптура, непревзойдённые памятники которой мы в целом можем сразу назвать (хотя бы «Дискобол» Мирона).
д) Но при этом существенно важно помнить, что всякий такой абстрактно-логический вывод должен быть пояснён не логически же, но исходя из свершившейся конкретной культурной истории. То есть всякая логика должна поправляться ссылками на реальные культурные факты (диалектические конструкции в данном случае — это смысловой скелет, на который нанизывается плоть фактов культуры).
#Алексей_Лосев #Русская_философия