Вчера на планерке столкнулся с сотрудником, который в очередной раз саботировал проект. Сидит, кивает головой как китайский болванчик, а потом делает все по-своему.
Жена говорит: "Уволь его и дело с концом!" Легко сказать - увольнение сейчас как развод, куча бумажек и проблем.
Думаю - а как Иван Грозный решал проблемы с "токсичными подчиненными"?
Полез в хроники XVI века. Оказалось, первый русский царь знал толк в управлении персоналом. И чувство юмора у него было специфическое. Недавно писал о личных привычках русских правителей, а сегодня расскажу об их управленческих методах...
5 методов, которые работают и сегодня. Проверено веками!
🏛️ Дело было в 1565 году в Московском Кремле...
Как пишет князь Андрей Курбский в "Истории о великом князе Московском", Иван IV сталкивался с теми же проблемами, что и современные руководители.
Бояре интриговали. Саботировали указы. Работали на два фронта. Некоторые даже документы теряли - точно как наш отдел кадров!
Царь выработал систему, которая удивила бы современных HR-менеджеров своей... креативностью.
Метод 1: "Географическое решение" (или "Командировка века")
Боярин Владимир Андреевич Старицкий постоянно критиковал царские решения на советах.
"А вот я бы по-другому...", "А вот в Европе...", "А вот мой дедушка говорил..." - знакомо?
Иван поступил элегантно. Не увольнял. Не наказывал.
Просто "командировал" его воеводой в Ливонию. На войну. Надолго.
Как записано в Лицевом летописном своде: "И повеле государь князю Владимиру Андреевичу ехати в Ливонскую землю ратным воеводою".
Старицкий быстро понял намек. Через год писал челобитные: "Государь, можно я вернусь? Я исправлюсь!"
Современная версия: "Коля, у нас открывается филиал в Магадане. Ты же хотел карьерного роста?"
Магия! Критик либо едет и набирается опыта, либо вдруг перестает давать "ценные" советы.
Метод 2: "Публичное признание... талантов"
Дьяк Иван Михайлович Висковатый постоянно затягивал исполнение поручений. Отчеты подавал с опозданием на недели.
Грозный не стал устраивать разбор полетов в кабинете.
Вместо этого на следующем боярском совете публично "похвалил" дьяка перед всеми.
Как записал в дневнике английский посол Джайлс Флетчер в "Записках о Московии": "Государь изрек: 'Вот Иван Михайлович - мастер своего дела! Может документ за неделю на месяц растянуть. Истинный художник времени!'"
Все присутствующие засмеялись. Висковатый покраснел как рак.
После этого, по свидетельству того же Флетчера, дьяк стал сдавать документы раньше срока и даже извинялся за "быстроту работы".
Современная версия: "Коллеги, давайте поблагодарим Васю за его особый подход к дедлайнам! Он умеет из недельной задачи сделать месячный проект!"
Работает безотказно. Главное - говорить с улыбкой.
Метод 3: "Делегирование с подвохом" (или "А ну-ка сам попробуй!")
Боярин Алексей Данилович Басманов любил критиковать военные планы царя. Всегда знал, как воевать лучше.
"Да я бы этих татар за неделю разогнал!", "Да что тут думать - скачи и руби!" - звучит как наши диванные эксперты.
Иван IV неожиданно согласился с критиком.
"Раз ты так хорошо разбираешься в военном деле - возглавь поход против крымского хана!"
Как записано в Разрядной книге 1559 года: "Государь пожаловал боярина Алексея Даниловича - велел ему быти в полку правой руки воеводою большим против крымских людей".
Басманов не мог отказаться - потерял бы лицо перед всем двором.
Поход провел... скажем так, со средним успехом. Татар разогнал не за неделю, а за три месяца, потеряв треть войска.
Вернулся тихий как мышь. Больше военные советы не давал без просьбы.
Современная версия: "Отличная идея, Петя! А не возьмешь ли ты полную ответственность за ее реализацию?"
Удивительно, как быстро эксперты находят недостатки в собственных предложениях! Кстати, похожие психологические приемы использовали и русские царицы в семейных отношениях...
Метод 4: "Система наставничества" (или "Дедушка-контролер")
Молодой боярин Михаил Глинский вечно опаздывал на советы. Ссылался на "неотложные дела" - то коня не могли оседлать, то кафтан не тот принесли.
Царь придумал изящное решение.
Назначил ему в "наставники" старого боярина Никиту Романовича Захарьина-Юрьева.
Как записано в Дворцовых разрядах: "И велел государь боярину Никите Романовичу учити молодого Михаила Глинского дворному обычаю и времени знанию".
Проще говоря - дедушка Захарьин стал лично забирать Глинского из дома и приводить на советы.
"Мудрый Никита Романович научит тебя правильно планировать время", - объявил Иван с невинным видом.
Глинский оказался под постоянным контролем опытного придворного. Опаздывать стало невозможно - позор перед всем двором.
Современная версия: "Игорь Петрович будет твоим ментором. Он проследит за твоим... развитием."
Никто не любит персонального контролера, но все начинают работать по расписанию.
Метод 5: "Альтернативная реальность" (или "Обходной маневр")
Самый сложный случай - двоюродный брат царя Владимир Андреевич Старицкий (да, тот самый, что из первого пункта).
Постоянно интриговал. Претендовал на престол. Саботировал решения.
Увольнять нельзя - родственник. Терпеть саботаж тоже невозможно.
Иван нашел гениальное решение.
Создал параллельную структуру - опричнину. Как записано в Никоновской летописи: "Учини государь опричнину особную".
Дал Старицкому высокий титул в "старой" системе, но реальную власть передал опричникам.
Владимир остался при должности, титулах и зарплате, но влияния лишился полностью.
Сидел в своем удельном дворце, важничал перед слугами, а дела решались без него.
Современная версия: "Василий Иванович теперь руководит стратегическим планированием!" (А реальные решения принимает созданная параллельно проектная группа.)
А дальше история становится еще веселее...
К 1570 году система Ивана IV работала как швейцарские часы.
Бояре научились либо работать эффективно, либо... искать счастья в других княжествах.
Как язвительно заметил польский посол Антонио Поссевино: "Московские бояре стали такими исполнительными, что царь иногда удивляется собственной власти".
Что записал в дневнике умный англичанин...
Английский посол Джайлс Флетчер в "Записках о Московии" оставил любопытное наблюдение:
"Московский государь умеет так поставить дело, что подчиненные сами исправляют свое поведение, даже не понимая, как это произошло. Истинное искусство управления!"
Звучит как описание работы хорошего современного менеджера, не правда ли?
Главный секрет Грозного: он не ломал людей, а создавал условия, в которых им самим становилось выгодно работать правильно.
Плюс чувство юмора - без него в управлении никуда!
Выводы для современного руководителя
1. Географическое решение - иногда "командировка в филиал" эффективнее увольнения
2. Публичное признание "талантов" - ирония действует сильнее прямой критики
3. Делегирование полной ответственности - пусть эксперт сам попробует реализовать свои идеи
4. Система наставничества - персональный контроль через уважаемого коллегу
5. Параллельные структуры - обход проблемы вместо лобового столкновения
Конечно, времена изменились. Но психология управления "сложными" сотрудниками остается искусством.
И чувство юмора - лучший помощник руководителя!
Если вам понравились управленческие истории, обязательно почитайте о том, как княгиня Ольга решала конфликты с врагами...
А какие методы работают у вас? Поделитесь в комментариях - интересно сравнить с царскими подходами!
P.S. Только не рассказывайте сотрудникам про опричнину - подумают еще что-нибудь! 😄
✅ Источники:
- А.М. Курбский "История о великом князе Московском", изд. 1913 г.
- Лицевой летописный свод XVI века, Остермановский том
- Джайлс Флетчер "О государстве Русском", 1591 г.
- Разрядные книги 1475-1605 гг., РГАДА
- Дворцовые разряды XVI века, изд. Археографической комиссии
- Никоновская летопись, ПСРЛ том 13