Найти в Дзене
Самородов Про

УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР, ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ И РИСКИ ДЛЯ АВТОРЫНКА В 2025 ГОДУ

В последние годы сфера импорта автомобилей в Россию становится все более сложной, регулируемой и непредсказуемой. Ужесточение требований к уплате утилизационного сбора и усиление валютного контроля ставят под сомнение легальность многих операций, ранее считавшихся допустимыми. Рассмотрим ключевые вызовы и риски, которые могут повлиять на рынок автопоставок в 2025 году. Повышение налогов на старые автомобили Недавнее предложение представителя автозавода «Урал» на совещании в Совете Федерации — повысить налоги для грузовиков старше 15 лет и ограничить перерегистрацию машин старше 25 лет — может стать началом новой волны ограничений. Хотя речь и шла о грузовых автомобилях, опыт активности годовалой давности в подобной сфере со стороны АвтоВАЗа показывает, что подобные меры могут быть распространены и на легковой сегмент. Это может привести к ужесточению условий владения старыми автомобилями и дополнительным административным барьерам для владельцев. Снижение поступлений от утилизационного

В последние годы сфера импорта автомобилей в Россию становится все более сложной, регулируемой и непредсказуемой. Ужесточение требований к уплате утилизационного сбора и усиление валютного контроля ставят под сомнение легальность многих операций, ранее считавшихся допустимыми. Рассмотрим ключевые вызовы и риски, которые могут повлиять на рынок автопоставок в 2025 году.

Повышение налогов на старые автомобили

Недавнее предложение представителя автозавода «Урал» на совещании в Совете Федерации — повысить налоги для грузовиков старше 15 лет и ограничить перерегистрацию машин старше 25 лет — может стать началом новой волны ограничений. Хотя речь и шла о грузовых автомобилях, опыт активности годовалой давности в подобной сфере со стороны АвтоВАЗа показывает, что подобные меры могут быть распространены и на легковой сегмент. Это может привести к ужесточению условий владения старыми автомобилями и дополнительным административным барьерам для владельцев.

Снижение поступлений от утилизационного сбора

Глава Минпромторга сообщил, что в 2025 году доходы от утилизационного сбора могут оказаться ниже запланированных на 200 млрд рублей. Основной причиной называется высокая ставка автокредитования, которая снижает спрос на новые автомобили. При этом стоит отметить, что в 2024 году сборы составили рекордные 1,1 триллиона рублей, а планы на текущий год были скорректированы в сторону уменьшения — до 1,6 трллиона рублей вместо первоначально планировавшихся 2 триллионов.

Снижение объема поступлений может привести к активизации мер по поиску и взысканию недоимок, в том числе за прошлые периоды. Примером служит ситуация, когда физическое лицо, привезшее один автомобиль и не поставившее его на учет, получило доначисление утилизационного сбора с льготной ставки до 528 800 рублей (по ставке августа–октября 2023 года) плюс пени за весь период неуплаты коммерческого утильсбора. Это и подобные случаи показывают, что даже единичные сделки, а не повторяющиеся, могут стать основанием для серьезных финансовых последствий.

Кейсы доначисления утильсбора и судебная практика

Один из резонансных случаев произошел в Курской области. Гражданин приобрел автомобиль в Грузии и передал его перевозчику для доставки в Россию. При оформлении льготного утилизационного сбора он получил отказ, так как транзитная декларация была оформлена не на него, а на другое лицо, зарегистрированное как ИП, связанное с транспортом. Суд первой и апелляционной инстанции поддержал решение таможни, указав, что для применения пониженного коэффициента сбора автомобиль должен быть ввезен непосредственно плательщиком.

Этот прецедент создает риски для всех, кто использует посредников при ввозе авто для личного пользования. В условиях, когда таможня уже имеет внутренние разъяснения о необходимости оплаты полного утилизационного сбора при использовании услуг третьих лиц, такие схемы становятся юридически уязвимыми.

Ответственность таможенного представителя

Еще один важный случай был зафиксирован на Сахалине. Гражданин через таможенного представителя ввез несколько автомобилей из Японии, заявив их как товары для личного пользования. Однако после выявления факта их дальнейшей перепродажи по рыночным ценам таможня доначислила ему более 2,5 млн рублей. Интересно, что аналогичные требования были направлены и самому таможенному представителю.

Суд напомнил, что декларант обязан предоставлять полные и достоверные сведения, а представитель, в свою очередь, обязан их проверять. Таким образом, была применена субсидиарная ответственность — это важный сигнал всем участникам процесса.

Валютное законодательство и новые вызовы

Федеральный закон №173-ФЗ, Указ Президента №529 и Постановление Правительства №2433 регулируют расчеты между резидентами и нерезидентами. Для физических лиц наличие любых расчетов вне банковского канала является нарушением. Штраф за такое деяние составляет от 20% до 40% от суммы операции, при сроке давности в 2 года.

Важно понимать, что попытки обойти законодательство, например, путем указания иностранного места заключения сделки, не освобождает от ответственности. Более того, в 2024 году наблюдался резкий рост числа дел — более 136 тысяч, что на 72% больше, чем в 2023 году. Из них почти 120 тысяч нарушений было выявлено в сфере валютного контроля.

Ранее действовавший мораторий на привлечение к ответственности прекратил свое действие с концом 2022 года, что объясняет рост активности контролирующих органов в 2024 году.

Заключение

Ситуация на рынке импортных автомобилей в 2025 году характеризуется усилением контроля со стороны государства. Утилизационный сбор, валютное регулирование и судебная практика демонстрируют, что «серые» схемы теряют актуальность, а игра с государством чревата серьезными последствиями.

Для тех, кто занимается или планирует заняться ввозом автомобилей, важно:

  • строго соблюдать процедуры декларирования;
  • использовать только официальные каналы расчетов;
  • не рассчитывать на лояльность со стороны контролирующих органов.

Как говорится в одном из источников, выходящих за рамки автобизнеса: «Не всё, что не запрещено, — разрешено». Эта фраза сегодня звучит особенно актуально.

Источники:

Автор: Артем Самородов