Найти в Дзене
GBN [Game Blok Note]

Подходит ли PhaserJS для создания игр?

PhaserJS — это популярный JavaScript-фреймворк с открытым исходным кодом, предназначенный для создания 2D-игр, которые работают в браузере. Он активно используется как инди-разработчиками, так и образовательными платформами для обучения основам геймдева. В этой статье мы рассмотрим ключевые преимущества и недостатки PhaserJS, узнаем, кому он подходит, а также сравним его с другими библиотеками и фреймворками. PhaserJS — это HTML5-библиотека с открытым исходным кодом, предназначенная для разработки 2D-игр, работающих в браузерах. Она была создана Ричардом Дэйвом (Richard Davey) и его студией Photon Storm. Основной целью было дать разработчикам мощный инструмент для создания интерактивных и быстрых HTML5-игр без необходимости прибегать к тяжёлым фреймворкам или использованию движков, ориентированных на 3D. Phaser в первую очередь предназначен для работы в браузере и использует технологию Canvas или WebGL (в зависимости от поддержки браузером). Это делает его кроссбраузерным и кроссплатфо
Оглавление

PhaserJS — это популярный JavaScript-фреймворк с открытым исходным кодом, предназначенный для создания 2D-игр, которые работают в браузере. Он активно используется как инди-разработчиками, так и образовательными платформами для обучения основам геймдева.

В этой статье мы рассмотрим ключевые преимущества и недостатки PhaserJS, узнаем, кому он подходит, а также сравним его с другими библиотеками и фреймворками.

Что такое PhaserJS?

PhaserJS — это HTML5-библиотека с открытым исходным кодом, предназначенная для разработки 2D-игр, работающих в браузерах. Она была создана Ричардом Дэйвом (Richard Davey) и его студией Photon Storm. Основной целью было дать разработчикам мощный инструмент для создания интерактивных и быстрых HTML5-игр без необходимости прибегать к тяжёлым фреймворкам или использованию движков, ориентированных на 3D.

Phaser в первую очередь предназначен для работы в браузере и использует технологию Canvas или WebGL (в зависимости от поддержки браузером). Это делает его кроссбраузерным и кроссплатформенным решением. Он также хорошо адаптирован под мобильные устройства: игры, созданные на Phaser, прекрасно работают в Safari и Chrome на iOS и Android.

-2

На сегодняшний день существует две основных версии Phaser:

  • Phaser 2 (CE - Community Edition) — старая, но до сих пор используемая версия. Поддерживается сообществом.
  • Phaser 3 — полностью переработанная и значительно улучшенная версия, фокусирующаяся на гибкости, производительности и расширяемости.

PhaserJS предоставляет разработчику множество готовых инструментов: системы спрайтов, анимации, камеры, столкновения, физику, обработку ввода, загрузку ассетов и многое другое. Благодаря этому можно сосредоточиться именно на разработке логики игры, а не написании низкоуровневого кода.

Библиотека активно развивается и имеет свою экосистему. Существуют плагины, шаблоны, генераторы проектов и даже редакторы карт, которые можно интегрировать с Phaser, такие как Tiled. Сообщество предлагает сотни бесплатных примеров, которые покрывают почти все типовые игровые механики.

Если вы хотите начать знакомство с Phaser, вот несколько официальных ресурсов:

Phaser распространяется под лицензией MIT, что делает его полностью бесплатным для использования — как в некоммерческих, так и в коммерческих проектах.

Плюсы PhaserJS

У PhaserJS есть множество преимуществ, которые сделали его одним из самых популярных инструментов для 2D-разработки игр в браузере.

Простота входа и обучение

Одним из самых больших плюсов Phaser является то, насколько просто с ним начать работу. Не нужно настраивать сложную среду разработки или изучать тонкости компиляции. Всё, что вам нужно — это браузер, редактор кода и подключённый JS-файл. Благодаря низкому порогу входа Phaser часто используется в школах, колледжах и онлайн-курсах для обучения основам программирования через геймдев.

Обширная документация и примеры

Phaser предоставляет отличную документацию, охватывающую основные функции и архитектуру фреймворка. На официальном сайте вы найдете раздел с более чем 1000 рабочих примеров, демонстрирующих, как реализовать те или иные механики: прыжки, столкновения, камеры, загрузку уровней, интерфейсы, таймеры и многое другое. Это не только ускоряет процесс обучения, но и облегчает разработку, особенно на ранних этапах.

Производительность

Phaser 3 использует WebGL, когда это возможно, и автоматически переключается на Canvas при его отсутствии. Это означает, что игры работают быстро и плавно даже на устройствах со слабым железом. В отличие от некоторых no-code движков, которые жертвуют производительностью ради удобства, Phaser обеспечивает высокий FPS и отклик за счёт прямого управления визуализацией.

Мощные возможности визуализации и физики

Phaser позволяет управлять сценами, камерами, анимациями, слоями, партиклами и освещением. Встроенные физические движки Arcade, Matter.js и Impact.js позволяют реализовывать как простые, так и более сложные системы столкновений и динамики объектов. Это делает библиотеку универсальной для создания игр в разных жанрах — от аркад до платформеров и головоломок.

Возможность добавить интеграции

Phaser поддерживает плагины, что позволяет добавлять новые возможности без переписывания ядра. Также можно легко интегрировать сторонние инструменты — например, использовать GSAP для анимации, Firebase для баз данных, или Howler.js для продвинутой работы со звуком. Это делает Phaser хорошим фундаментом даже для серьёзных проектов, которые требуют высокой кастомизации.

Бесплатный с открытый исходный код

Фреймворк распространяется под лицензией MIT, что делает его полностью бесплатным для любого вида использования, включая коммерческое. Это важно для инди-разработчиков, стартапов и студентов, которые могут не иметь бюджета на дорогие решения вроде Unity Pro или GameMaker.

Минусы PhaserJS

Хотя PhaserJS — это мощный и гибкий инструмент для создания 2D-игр, он не лишён недостатков. Как и любой другой фреймворк, он не универсален и не подойдёт для всех проектов. Некоторые его особенности могут стать ограничением в определённых случаях, особенно при разработке масштабных или нестандартных игр.

Отсутствие 3D-поддержки

PhaserJS — это чисто 2D-движок. Он отлично справляется с рендерингом спрайтов, тайловых карт, UI и партиклов, но не поддерживает полноценную 3D-графику. Это значит, что вы не сможете реализовать в нём сложные сцены с перспективой, моделями, освещением и тенями, как это возможно в Three.js или Unity.

-3

Да, можно имитировать псевдо-3D (например, в стиле Mode7 или DOOM-подобных игр), но это потребует ручной реализации всех эффектов и точных математических расчётов. Для полноценной 3D-игры лучше выбрать более подходящий движок.

Не самый высокий уровень абстракции

Phaser предоставляет мощный набор низкоуровневых инструментов, но не навязывает архитектуру. Это значит, что структуру проекта, управление сценами, хранение состояния, загрузку уровней и поведение объектов вы должны проектировать сами. С одной стороны, это даёт гибкость, с другой — усложняет работу, особенно на крупных проектах.

-4

Например, при создании RPG с множеством локаций, квестов и диалогов вам придётся:

  • реализовать свой роутинг сцен,
  • продумать систему данных и событий,
  • управлять асинхронной загрузкой ресурсов,
  • продумать логику сохранения и восстановления состояния игры.

Для новичков это может оказаться непростой задачей. В Unity или Godot многие подобные задачи решаются встроенными средствами или визуальными редакторами.

Ограниченные средства разработки "из коробки"

Phaser — это библиотека, а не полноценный движок с GUI-интерфейсом. У него нет визуального редактора уровней, систем поведения или prefab-сцен, как в Unity, Unreal или даже Construct. Все объекты, уровни и анимации прописываются в коде вручную или импортируются из внешних редакторов (например, Tiled или Spine).

Для профессионального разработчика это, возможно, плюс. Но если вы визуал, вам будет не хватать drag-and-drop интерфейса. Это также может замедлить темп работы, особенно в фазе прототипирования, если вы привыкли к движкам с визуальной составляющей.

Сложность масштабирования

Для небольших проектов Phaser идеально подходит: он лёгкий, быстрый и удобный. Но когда речь заходит о больших и долгосрочных играх с десятками сцен, сложной логикой, ИИ и множеством анимаций, начинают проявляться слабые стороны. Отсутствие встроенной системы компонентов, событийной модели или полноценного менеджера состояний может превратиться в технический долг.

Разработчику приходится самому писать:

  • менеджеры игровых сущностей;
  • логику переходов между сценами;
  • кеширование ресурсов;
  • систему достижений, диалогов, сохранений и т.д.

Все эти вещи требуют архитектурного подхода и заранее продуманной структуры, иначе проект может быстро стать неуправляемым.

Интеграция с TypeScript — не всегда гладкая

Phaser написан на чистом JavaScript, и хотя для него существуют типовые описания для TypeScript, они иногда могут быть неполными или не обновляться синхронно с фреймворком. Это может вызвать проблемы в больших проектах, особенно если вы активно используете типизацию и строгое соблюдение контрактов.

Кроме того, IDE вроде WebStorm или VSCode иногда «подвисают» при автодополнении из-за огромного размера глобального объекта Phaser. Это мелочи, но они могут замедлить процесс разработки и потребовать дополнительной настройки.

Поддержка только HTML5/Web

Phaser ориентирован исключительно на веб-технологии. Хотя вы можете упаковать игры в мобильное приложение с помощью Cordova, Capacitor или Electron, это всё равно остаются обёртки. Если вы планируете выпускать игру на консолях или создавать нативные приложения с доступом к аппаратным API, Phaser вам не подойдёт.

Когда стоит использовать PhaserJS?

PhaserJS, несмотря на свои ограничения, остаётся одним из лучших решений для определённых категорий игровых проектов. Чтобы определить, подходит ли он вам, важно учитывать не только технические характеристики библиотеки, но и контекст разработки: цели проекта, доступные ресурсы, навыки команды и платформу, на которую вы нацеливаетесь. Phaser особенно силён там, где важна скорость разработки, лёгкость поддержки и простота развёртывания.

Вот подробный разбор ситуаций, когда Phaser — это не просто хорошее, а идеальное решение.

Веб-игры и браузерные приложения

Phaser был создан с прицелом на HTML5 и WebGL, и в этой среде он чувствует себя как рыба в воде. Если ваша цель — создать игру, запускаемую напрямую в браузере, без необходимости устанавливать клиент, скачивать лаунчер или проходить модерацию в App Store, то Phaser — это отличный выбор.

Преимущества для веба:

  • Кроссплатформенность (работает на Windows, macOS, Linux, Android, iOS — везде, где есть браузер).
  • Нет барьеров для игрока (можно просто скинуть ссылку).
  • Быстрая загрузка и минимальный вес.
  • Легко интегрируется в сайты, лендинги и CMS (подходит для промо-игр, веб-квестов, баннеров).
  • Можно размещать на itch.io, GitHub Pages или любом другом хостинге.

Образование, обучение и курсы

Phaser — идеальная платформа для обучения геймдеву и программированию. Он понятен, логичен, не требует установки тяжёлых редакторов или запуска симуляторов. Студенту достаточно браузера и редактора кода (например, VS Code или даже CodePen).

Phaser активно используется:

  • в школьных и студенческих проектах;
  • на хакатонах;
  • в онлайн-курсах и буткемпах;
  • при обучении JavaScript через создание игр (вместо скучного "выведи в консоль").

За счёт визуального результата (игра, которая сразу работает), у обучающихся появляется сильная мотивация. Это резко повышает вовлечённость и скорость усвоения материала.

Инди-игры и прототипирование

Phaser позволяет быстро запускать идеи в работу, тестировать гипотезы и собирать игровые прототипы за считаные часы. Он отлично подойдёт для инди-разработчиков, которые хотят попробовать себя в геймдеве без глубокого погружения в сложные архитектуры или пайплайны сборки.

Библиотека удобна для создания:

  • 2D-платформеров,
  • аркад,
  • головоломок,
  • карточных игр,
  • игр типа match-3,
  • визуальных новелл,
  • пошаговых RPG и многое другое.

Для многих игр, особенно 2D и с видом сверху, не нужно ничего сложнее, чем предоставляет Phaser.

Игры для маркетинга и бизнеса

Phaser активно используется в маркетинговых акциях, брендированных мини-играх, играх-лотереях, играх-подарках и других формах gamification. Примеры таких игр: скретч-карты, колёса фортуны, викторины, бегалки, платформеры с логотипом бренда.

Почему Phaser здесь выигрывает:

  • Быстрая разработка (от идеи до MVP можно уложиться в 1–2 недели).
  • Простая вёрстка под мобильные устройства.
  • Лёгкость внедрения в уже существующие сайты.
  • Никаких App Store / Google Play проверок и ограничений.
  • Полная свобода кастомизации и дизайна.
  • Работает как в React/Angular-приложениях, так и в обычной HTML-вёрстке.

Такую игру можно разместить прямо на странице акции или разослать по e-mail в виде ссылки.

Игры для монетизации через рекламу

Многие разработчики используют Phaser для создания игр, которые монетизируются через рекламу:

  • баннеры,
  • interstitial (межстраничные),
  • rewarded видео.

Phaser хорошо совместим с рекламными SDK вроде AdMob через Cordova, GameDistribution, CrazyGames API, Google AdSense для игр и т.п.

Вы можете собрать HTML5-игру и распространять её через порталы, которые платят за количество показов или игру в embed-режиме.

Простые мобильные игры

Если вам нужна не браузерная, а мобильная игра, но вы не хотите учиться Unity или Godot, Phaser всё равно может быть решением. Через такие инструменты как:

  • Cordova
  • Capacitor
  • PhoneGap (устарел, но упоминается)
  • Electron (для десктопа)

…вы можете упаковать Phaser-игру в нативное приложение. Оно будет вести себя как обычное мобильное (поддержка fullscreen, touch-интерфейс, вибрация и т.п.), хоть и по сути будет запускаться внутри браузера WebView.

Недостаток: производительность и размер могут быть хуже, чем у нативных решений. Но для простых 2D-игр это вполне приемлемо.

Игры как часть интерфейса или приложения

Phaser можно использовать как игровую прослойку внутри других проектов:

  • интерфейсы для интерактивных обучалок;
  • внутриигровые мини-игры в Web-приложениях;
  • сцены с геймификацией в образовательных курсах;
  • встроенные анимации в SPA (например, React/Next.js).

Phaser хорошо работает внутри компонентов современных JS-фреймворков (Vue, React), если его правильно инкапсулировать и управлять жизненным циклом сцен.

Всё это делает PhaserJS универсальным инструментом, если ваша задача укладывается в рамки 2D-геймдева под браузер, а также если приоритет — скорость запуска, простота, и минимум внешних зависимостей.

Когда не стоит использовать PhaserJS (и какие есть альтернативы)

Несмотря на множество достоинств PhaserJS, есть проекты и случаи, где его использование либо нецелесообразно, либо откровенно неудобно. Ниже — список ситуаций, в которых Phaser не подходит, а также рекомендации по альтернативным фреймворкам и движкам, которые могут лучше справиться с вашими задачами.

❌ Когда вам нужен 3D-геймплей или визуал

Phaser — это строго 2D-движок, и он не предназначен для работы с трёхмерной графикой. Да, можно имитировать псевдо-3D (изометрия, перспективные искажения, фальшивое масштабирование), но это потребует ручной реализации и даст лишь частичный эффект.

-5

Если ваш проект требует:

  • 3D-окружения,
  • моделирования камер и освещения,
  • сложной физики (rigid bodies, ragdoll, joints),
  • импорта 3D-моделей,
  • VR/AR функций,

то Phaser не сможет удовлетворить эти потребности.

Альтернатива:

  • Three.js — библиотека для 3D в браузере. Отлично подходит для WebGL-проектов и визуализаций.
  • Babylon.js — более продвинутый и высокоуровневый движок для 3D.
  • PlayCanvas — визуальный онлайн-редактор и движок для 3D-игр и приложений.

❌ Если нужна нативная мобильная производительность

Phaser может запускаться на мобильных устройствах через обёртки (например, Cordova, Capacitor), но такие игры работают в WebView, а это означает:

  • более низкую производительность;
  • ограничения по доступу к некоторым нативным API;
  • нестабильную работу в фоновом режиме;
  • ограничения по оптимизации энергопотребления и памяти.

Если вы хотите создавать мобильные игры, которые:

  • идут плавно даже на старых устройствах,
  • поддерживают нативную монетизацию,
  • имеют доступ к гироскопу, Bluetooth, AR/VR, push-уведомлениям и т.п.,

    — Phaser — не лучший выбор.

Альтернатива:

  • Unity — кроссплатформенный движок для 2D и 3D, широко используется в индустрии.
  • Godot Engine — лёгкий, опенсорсный движок с полноценной экспортной системой.
  • Cocos Creator — нативный 2D/3D движок с поддержкой JavaScript и TypeScript.

❌ Если вам нужен визуальный редактор

Phaser не поставляется с drag-and-drop интерфейсом. Всё программируется в коде. Это может быть проблемой для:

  • дизайнеров уровней;
  • художников;
  • тех, кто не пишет код, но хочет собирать сцены.

Если вы привыкли к визуальному редактированию сцен, компонентам, prefab-объектам, редакторам анимации — вы будете чувствовать нехватку этих функций.

Альтернатива:

  • Construct 3 — визуальный 2D-движок без необходимости программировать.
  • GDevelop — open-source альтернатива Construct, без кода.
  • Unity или Godot — дают визуальную работу со сценами, при этом позволяют писать код при необходимости.

❌ Если вы разрабатываете мультиплеер или MMO

Phaser в принципе можно использовать для мультиплеерных игр, особенно с помощью Node.js, WebSocket, Socket.io или Colyseus. Но вам придётся:

  • самостоятельно реализовывать клиент-серверную архитектуру;
  • обрабатывать синхронизацию;
  • решать проблему читов;
  • работать с сетевыми задержками.

Phaser — это не сетевой движок, и нет официальной архитектуры или SDK для мультиплеера. Любая многопользовательская логика — целиком на ваших плечах.

Альтернатива:

  • Colyseus + Phaser — хорошее комбо, но требует понимания клиент-серверной модели.
  • Unity + Netcode for GameObjects, Photon или Mirror — если вы хотите встроенную или стороннюю сетевую поддержку.
  • PlayCanvas или Godot — тоже имеют базовые средства для работы с сетью.

❌ Если нужен масштабируемый проект с долгосрочной поддержкой

Хотя Phaser отлично подходит для небольших и средних проектов, при разработке крупных, поддерживаемых годами игр с постоянными обновлениями вы можете столкнуться с:

  • техническим долгом (если архитектура изначально не выстроена);
  • трудностями с обновлением на новую версию Phaser (особенно при переходе с Phaser 2 на 3 было много breaking changes);
  • отсутствием формализованной структуры проекта, архитектуры компонентов или событийной модели.

Phaser не навязывает архитектуру, что хорошо для новичков, но требует дисциплины от разработчиков.

Альтернатива:

  • Unity с MVC, ECS, Zenject и другими паттернами.
  • Godot с GDScript и поддержкой OOP + сцено-ориентированная модель.
  • Defold или HaxeFlixel — тоже предлагают структурированные подходы к архитектуре проекта.

❌ Когда вам нужна поддержка, комьюнити и корпоративные гарантии

Phaser — это open-source проект, поддерживаемый в основном одним человеком: Ричардом Дейвом (Richard Davey). Это вдохновляюще, но рискованно в долгосрочной перспективе для бизнеса.

Что это значит:

  • нет официальной поддержки;
  • комьюнити ограничено (в сравнении с Unity или Unreal);
  • баги могут висеть долго;
  • документация частично устаревшая или не охватывает всё.

Если вы делаете коммерческий продукт и хотите гарантий, стабильности, контрактной поддержки — Phaser может не соответствовать корпоративным требованиям.

Альтернатива:

  • Unity/Unreal — с огромным комьюнити, документацией, поддержкой, сертифицированными специалистами.
  • PlayCanvas — предлагает корпоративные планы и техническую поддержку.
  • Babylon.js — поддерживается Microsoft, используется в Azure и других продуктах.

Заключение: стоит ли использовать PhaserJS в 2025 году?

PhaserJS уже более десяти лет остаётся одним из самых популярных и уважаемых фреймворков для 2D HTML5-игр. Несмотря на стремительное развитие индустрии и появление новых конкурентов, Phaser не теряет актуальности. Важно понимать, что это не универсальный движок «на все случаи жизни», но в своей нише он остаётся безусловным лидером.

Так стоит ли использовать PhaserJS? Давайте подытожим плюсы и минусы, а также выделим ключевые сценарии использования.

🟢 Когда Phaser — лучший выбор

1. Вы создаёте браузерную игру.
Phaser работает нативно в браузере, без установки, лаунчеров, сложных сборок и тяжёлых движков. Это делает его идеальным для:

  • HTML5-игр;
  • игр для сайтов, лендингов, CMS;
  • embed-игр для маркетинга;
  • игры в iframe или на itch.io.

2. Вы делаете игру быстро, с минимальными ресурсами.
Это лёгкий, быстро осваиваемый фреймворк. Один разработчик способен за неделю сделать MVP игры и запустить её в продакшн. Вы не тратите время на изучение тяжёлых IDE или пайплайнов сборки, всё работает в браузере и в обычном редакторе кода.

3. Вы обучаете геймдеву или изучаете JavaScript.
Phaser — это прекрасный инструмент для курсов, школ, личного обучения. Он сочетает визуальную обратную связь с работой в коде, что делает процесс обучения увлекательным и практически применимым.

4. Вы создаёте мини-игры, прототипы или MVP.
Нет необходимости в долгой настройке, каждый новый проект можно разворачивать буквально за часы. Это делает его удобным инструментом для rapid prototyping.

5. Вам нужен полный контроль.
Phaser не навязывает архитектуру, не требует привязки к определённым форматам, не ограничивает возможности стилизации или внедрения. Если вы знаете JavaScript — вы можете сделать в Phaser всё, что угодно.

🔴 Когда лучше выбрать другой движок

1. Вам нужен 3D.
Phaser — строго 2D-фреймворк. Для 3D используйте Babylon.js, Three.js, PlayCanvas, Unity или Unreal.

2. Вы делаете нативную мобильную игру.
Phaser можно упаковать в Cordova или Capacitor, но это WebView-обёртка — не идеальна по производительности. Unity, Godot, Defold дадут нативный рендер и поддержку SDK.

3. Вы хотите визуальный редактор.
Phaser не предоставляет drag-and-drop интерфейса. Всё создаётся кодом. Если вам нужен визуальный редактор сцен — посмотрите в сторону GDevelop, Construct или Godot.

4. У вас крупный проект с долгим жизненным циклом.
Для больших игр с командой разработчиков, обновлениями и масштабируемой архитектурой лучше подойдут движки с формализованной структурой и поддержкой шаблонов проектирования.

5. Вы хотите встроенную мультиплеерную архитектуру.
Phaser не предоставляет серверной логики. Вам придётся писать backend вручную или использовать сторонние решения, такие как Colyseus.

Phaser — бесплатный или нет?

PhaserJS полностью бесплатен и с открытым исходным кодом. Распространяется под лицензией MIT, что позволяет вам:

  • использовать его в коммерческих проектах;
  • модифицировать и распространять;
  • не платить отчисления или лицензионные сборы;
  • свободно встраивать в свои продукты.

Если вы делаете 2D-браузерную игру, работаете с небольшим бюджетом, хотите быстро протестировать идею, обучаетесь JavaScript или ищете минималистичный, то мощный фреймворк PhaserJS — отличный выбор.

Если же вы ориентированы на 3D, высокую производительность, нативную разработку, масштабируемость и работу в команде — рассмотрите альтернативы.

-6