Найти в Дзене

«Лечить или не лечить?», или почему в разных лабораториях – разные референсные значения

«Лечить или не лечить?», или почему в разных лабораториях – разные референсные значения? Рассказывает педиатр docdeti Вероника Кашина автор телеграм канала Педиатрический уголок Каждый родитель сталкивался с ситуацией, когда при получении анализов пугают красные пометки "выше нормы" или "ниже нормы". Но при пересдаче в других лабораториях можно увидеть уже другие значения нормы, что только больше пугает и путает. Медицинская реальность сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Сегодня разберёмся, почему референсные значения могут отличаться в разных лабораториях и почему нельзя назначать лечение только на основании результатов анализов без учёта клинической картины и самочувствия ребёнка. Что такое референсные значения и как они определяются? Референсные значения (или референсные интервалы) – это диапазон значений определённого параметра, вычисленный на основе контролируемого исследования популяции здоровых людей. Фактически это статистическое понятие, а не жёсткая граница м

«Лечить или не лечить?», или почему в разных лабораториях – разные референсные значения?

Рассказывает педиатр docdeti Вероника Кашина автор телеграм канала Педиатрический уголок

Каждый родитель сталкивался с ситуацией, когда при получении анализов пугают красные пометки "выше нормы" или "ниже нормы". Но при пересдаче в других лабораториях можно увидеть уже другие значения нормы, что только больше пугает и путает.

Медицинская реальность сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Сегодня разберёмся, почему референсные значения могут отличаться в разных лабораториях и почему нельзя назначать лечение только на основании результатов анализов без учёта клинической картины и самочувствия ребёнка.

Что такое референсные значения и как они определяются?

Референсные значения (или референсные интервалы) – это диапазон значений определённого параметра, вычисленный на основе контролируемого исследования популяции здоровых людей. Фактически это статистическое понятие, а не жёсткая граница между нормой и патологией. Важно понимать, что в установленный интервал обычно попадают результаты лабораторных исследований примерно 95% здоровых людей. Это значит, что у 5% (а иногда и более) абсолютно здоровых людей показатели могут выходить за пределы "нормы".

Для определения референсных интервалов используются сложные статистические методы. Референсные интервалы устанавливаются для каждой возрастной группы, иногда они могут отличаться у пациентов разного пола и разной этнической принадлежности.

Но почему референсные значения отличаются в разных лабораториях?

1️⃣Разное оборудование и методики исследования.

Одна из главных причин – использование разного оборудования и тест-систем. Каждая лаборатория оснащена своими анализаторами и использует реагенты определённых производителей. Все лабораторные системы проходят строгий контроль со стороны производителей, но при этом каждая имеет свои, присущие данной аналитической системе, референсные значения.

Диапазоны референсных значений могут отличаться в зависимости от методик исследования, использованных сред, препаратов и даже систем измерения. Например, анализ на один и тот же гормон может выполняться разными методами, что повлияет на конечный результат и референсный диапазон.

2️⃣Различия в референсных группах населения

На значения референсных интервалов влияют множественные факторы, связанные с популяцией, на которой они определялись:

🔴этническая принадлежность

🟠географические факторы (климат, сезонные изменения)

🟢режим питания

🔵стиль жизни и физическая активность

🔴возрастные и половые особенности

В педиатрической практике референсные значения существенно варьируют в зависимости от:

🟠возраста ребёнка

🟢пола

🔵степени зрелости органов у доношенных и недоношенных детей и так далее

Например, уровень щелочной фосфатазы у детей и подростков значительно выше, чем у взрослых. И это абсолютно нормально, поскольку связано с активным формированием и ростом костей. А референсные значения для гемоглобина у мальчиков и девочек старшего возраста будут отличаться.

Почему нельзя лечить только анализы без учёта симптомов?

Анализ – не диагноз, а лишь инструмент диагностики

Это всего лишь отражение работы какого-либо органа или системы, и отклонение показателя от нормы не всегда означает патологию. Повышение или понижение какого-либо параметра может быть временным явлением или индивидуальной особенностью организма.

Результаты анализов зависят от множества факторов:

🔴время суток (особенно для гормональных исследований)

🟠питание перед анализом

🟢физическое и эмоциональное состояние, нагрузки, стресс

🔵фаза менструального цикла (для девушек-подростков)

🔴физиологические особенности

Как правильно интерпретировать результаты анализов у детей?

Результаты исследования должен интерпретировать только врач, учитывая все особенности пациента (его физическое состояние, приём медицинских препаратов, хронические заболевания, возраст, пол, двигательную активность, тип питания, наличие стресса и многие другие факторы).