Найти в Дзене
Увези меня на Север

Северный широтный ход: не просто железная дорога, а ключевой проект системы логистики Арктики

Строительство СШХ – это грандиозный проект, берущий свое начало еще в советское время. Редакция «Увези меня на Север» узнала у аналитика консалтинговой компании АТК+ Марии Стабровой, почему проект важен для Арктики, но при этом его реализация затягивается. Что такое Северный широтный ход? Проект предполагает строительство железнодорожной магистрали протяженностью более 700 километров, которая соединит две крупные железнодорожные сети – Северную и Свердловскую. А СШХ-2 откроет прямой круглогодичный доступ к порту Сабетта на Карском море. Цена вопроса Общая стоимость проекта оценивается в 730 млрд рублей при реализации после 2027 года. Если удастся успеть раньше, то проект обойдется в 500 млрд рублей. Для реализации усилия объединят РЖД, Газпром и правительство ЯНАО. Почему проект важен? СШХ рассматривается как часть масштабной инициативы по формированию «Большого Северного морского пути». Это единый мультимодальный коридор, объединяющий Севморпуть и наземную инфраструктуру. При этом в з

Строительство СШХ – это грандиозный проект, берущий свое начало еще в советское время. Редакция «Увези меня на Север» узнала у аналитика консалтинговой компании АТК+ Марии Стабровой, почему проект важен для Арктики, но при этом его реализация затягивается.

Что такое Северный широтный ход?

Проект предполагает строительство железнодорожной магистрали протяженностью более 700 километров, которая соединит две крупные железнодорожные сети – Северную и Свердловскую. А СШХ-2 откроет прямой круглогодичный доступ к порту Сабетта на Карском море.

Цена вопроса

Общая стоимость проекта оценивается в 730 млрд рублей при реализации после 2027 года. Если удастся успеть раньше, то проект обойдется в 500 млрд рублей. Для реализации усилия объединят РЖД, Газпром и правительство ЯНАО.

Почему проект важен?

СШХ рассматривается как часть масштабной инициативы по формированию «Большого Северного морского пути». Это единый мультимодальный коридор, объединяющий Севморпуть и наземную инфраструктуру. При этом в зоне тяготения СШХ находятся более 19 нефтегазовых месторождений.

-2

Стратегический эффект

Устранение сезонности перевозок благодаря обеспечению железнодорожного сообщения между Уралом, Ямалом и Арктикой. Сокращение плеча доставки на 1,5-2 тысячи км, что снизит стоимость перевозки на 10-15%. Потенциал СШХ при полной загрузке достигает 24 млн тонн грузов в год.

Социально-экономический эффект

Проект создаст 4 тыс. рабочих мест. Обеспечение круглогодичного завоза продукции в арктические регионы сократит стоимость снабжения. Повысится устойчивость цепочек поставок для добывающих и перерабатывающих предприятий. Вместе с этим вырастет инвестиционная привлекательность ЯНАО.

Ключевой элемент проекта – мост через Обь

Это конструкция из двух ярусов: железнодорожный путь на нижнем уровне и автомобильная дорога на верхнем, каждый ярус превышает 3 километров. На реализацию потребуется 180 млрд рублей. Уже согласована документация и есть договоренности с банками, но отсутствие решения о привлечении средств Фонда национального благосостояния не дает запустить проект.

-3

Сколько будет стоить перевозка грузов через СШХ

После реализации проекта тариф на перевозку будет формироваться как сумма тарифа РЖД и инвестиционной надбавки СШХ. При этом перевозка через СШХ окажется на 20% дешевле, чем через южные порты России. Эксперты утверждают, что это даст грузовладельцам экономию около 2 тыс. рублей на тонне сжиженного газа.

Итог

СШХ – это не просто железная дорога, а элемент системного переосмысления логистики Арктики. Он создает предпосылки для формирования новой экономической географии России в высоких широтах и интеграции арктического потенциала в общенациональные и международные транспортные цепочки.

Подписывайся на телеграм-канал Увези меня на Север, чтобы узнать больше о жизни и логистике на Севере и Дальнем Востоке!