Что такое супервизия: простое определение
Супервизия — это формат профессиональной поддержки, развития и оценки работы психолога, психотерапевта или консультанта. Это встреча с коллегой, получившим для этого специальную подготовку (супервизором), на которой специалист может исследовать сложные случаи и свои трудности, сомнения, эмоциональные реакции и профессиональные трудности и получать поддержку в своем профессиональном развитии.
Цель супервизии — не только решить текущие затруднения, но и обеспечить долгосрочное развитие, сохранить профессиональную устойчивость и качество работы.
Немного из истории супервизии
Интересный факт: супервизия как профессиональная практика существует не так давно. Особенно по сравнению с историей психиатрии и психотерапии: она стала применяться с 1924 года, а получила развитие и признание только к середине прошлого века.
Поэтому, когда кто-то утверждает, что без супервизии никуда, знайте, что наши предшественники успешно справлялись. Хотя конечно какие-то элементы того, что мы сегодня определяем как супервизию присутствовали и тогда, просто в другой форме.
Чем супервизия отличается от других практик, направленных на профессиональный рост
Супервизия — не единственный способ для психолога развиваться в профессии. Помимо неё существуют и другие форматы, вот некоторые из них:
- Интервизия — встреча равных специалистов, ориентированная на обмен опытом и расширение профессионального кругозора. Здесь нет оценки, но можно получить много пользы от разницы подходов и взглядов других специалистов и коллегиального обсуждение сложных случаев.
- Рефлексивная практика — регулярное самонаблюдение и анализ своей работы, тренировка навыков. Она может быть частью других форматов, включая супервизию, но может существовать и как самодостаточная практика. Именно рефлексивная практика, а не супервизия, согласно исследованиям имеет определяющее влияние на качество работы психолога и успехи терапии.
- Балинтовские группы — группы специалистов ставящие акцент на отношениях «терапевт-клиент». Они предполагают равенство участников и фокус на чувствах, возникающих в рабочем процессе. Там нет разбора интервенций с точки зрения их технической реализации, оценки эффективности.
- Группы самообучения — фокус на заранее определённых темах и навыках. Основаны на самоогранизованной работе группы без ведущего. Участники помогают друг другу тренироваться и рефлексировать. Каждый сам оценивает свои успехи.
- Обучающие группы — получение конкретных знаний под руководством преподавателя. В таких группах как правило есть оценка, применяемая к конкретным знаниям и навыкам, которым посвящено обучение. То есть если учебная группа проходит курс по построению частной практики, она будет измерять только те параметры, которые касаются этого, не касаясь базовых навыков психолога.
Супервизия отличается тем, что соединяет в себе сразу все функции, связанные с направленным развитием специалиста:
- Диагностика и исследование трудностей специалиста в контексте его опыта, работы и образования.
- Оценка навыков и измерение профессиональных компетенций.
- Планирование развития. Одна из главных частей супервизии это создание индивидуального, многоуровневого плана профессионального развития психолога.
- Развитие навыков через практику с обратной связью и поддержкой.
- Комплексная работа над кейсами, с учетом отношений терапевта с клиентом, реакций клиента на конкретные интервенции, широкого контекста клиента и многого другого
- Восстановление и профилактика выгорания. От практик саморегуляции для психолога до регуряции нагрузки и пересмотра расписания.
Таким образом, супервизия предоставляет возможность целостного подхода. Однако это нужно не всегда и не всем. И вышеописанные форматы могут решать свои задачи ничуть не хуже, а иногда и лучше.
Продолжительность во времени как ресурс для развития специалиста в работе с супервизором
Супервизии нужно время.
Конечно, разовая консультация тоже может принести свою пользу. Однако, чтобы супервизия действительно работала, как сложный и многоуровневый инструмент роста и приносила качественные и долгосрочные результаты потребуется больше времени. Ведь супервизия — это процесс, где:
- Формируется доверие. Отношения между супервзором и серервизиантом это один из важнейших факторов. А отношениям нужно время.
- Накапливается знание о стиле специалиста, его сильных и слабых сторонах.
- Накапливается объективная информация о динамике развития специалиста.
- Нарабатываются новые навыки, а не только знания.
- Растет устойчивость к сложностям и развивается психологическая гибкость.
Так сколько же времени нужно?
В некоторых подходах есть обязательные требования в количестве часов супервизии для сертификации. Это весьма распространенная практика, однако нет никаких данных, что такой подход имеет смысл: психолог может отходить эти часы формально, старательно обходя рискованные места.
В начале пути (чаще всего это первый год практики) психолог сталкивается с огромным количеством трудностей и вызовов. Но даже если брать за ориентир это время, то количество часов супервизии может варьироваться от 0, если психолог выбирает для себя иные виды поддержки, до 50, если специалист ходит каждую неделю, кроме отпусков. Однако нет никаких данных о том, что специалисты с годом практики и нулем часов супервизии, чем-либо уступают специалистам с годом практики и пятьюдесятью часами супервизии.
Похоже, что измерять супервизию количеством часов в принципе не лучшая идея. Куда важнее качество этого времени и рост компетенций специалиста.
В большинстве случаев психолог сам решает, когда и сколько супервизии ему нужно, а так же с какой частотой встречаться с супервизором. Исключение составляют кризисные ситуации, например, когда супервизия это рекомендация этической комиссии.
Супервизия может быть инструментом непрерывного развития специалиста и сопровождать его в течении всей профессиональной жизни, если этого хочет сам специалист. А может быть инструментом для локального решения сложностей.
Условия успешной супервизии
Как вообще оценить хороша ли супервизия? Супервизия может быть по-настоящему полезной, если соблюдены три условия:
1. Альянс
Между специалистом и супервизором должен быть контакт, ощущение безопасности, уважения и принятия. Без альянса даже самые ценные и меткие рекомендации так и останутся просто словами.
2. Целесообразность
Иногда супервизия не помогает — не потому что она плохая, а потому что запрос был на что-то другое: поддержку, терапию, отдых, обучение. Важно понимать, зачем вы идёте и чего ждёте и согласовывать цели.
3. Готовность рисковать
Супервизия работает, когда специалист готов смотреть на себя с интересом, допускать, что что-то можно улучшить. И самое главное готов рисковать: рисковать проявить уязвимость, рисковать показаться глупым, рисковать допустить ошибку, попробовав что-то новое.
Если эти условия соблюдаются, остается измерять, как быстро и благодаря чему, достигаются поставленные цели.
Супервизия — это способ позаботиться о себе как о специалисте. Не только о знаниях и навыках, но и о своём внутреннем пространстве, чтобы сохранить любопытство, сострадание, остроту ума и силу выдерживать сложное вместе с клиентами.
Хорошая супервизия помогает не только работать лучше, но и оставаться в профессии дольше, получая от нее больше удовольствия. И помните, прийти в супервизию никогда не поздно!
Автор: Наталия Таубе
Психолог, Супервизор, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru