Найти в Дзене
Культовая История

Иуда, Иисус и предательство

Оглавление

Хорошая философия черпает вдохновение и понимание из самых разных источников. Поэтому, размышляя о взаимосвязи между доверием и предательством, независимо от наших теологических взглядов, стоит обратить внимание на один из самых обсуждаемых случаев предполагаемого предательства за последние 2000 лет — предательство Иудой Иисуса.

Но как может многовековая история помочь нам сегодня сделать шаг вперёд?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно немного взглянуть на первоначальные идеи философов о доверии и предательстве.

Философия и связь между доверием и предательством

Аннет Байер (1986) часто рассматривается как первоисточник взгляда в философии доверия, что любое нарушение доверия предполагает предательство. Её нередко цитируют с идеей о том, что то, что отличает доверие от простого полагания на кого-то, — это то, что нарушение доверия ведёт к предательству, или, по крайней мере, к чувству предательства (см. Страут 2022 по этому вопросу).

В этой идее есть что-то довольно интуитивное. Представьте, что вы нанимаете такси, чтобы добраться до аэропорта. Вы полагаетесь на водителя, что он доставит вас вовремя. Если такси сломается, хотя оно было в хорошем состоянии и за ним хорошо ухаживали, и вы опоздаете, вас это, конечно, расстроит или разозлит — но вы, скорее всего, не почувствуете себя преданным. Ваше доверие не было нарушено. Это просто полагание: ожидание, основанное на функциональности или услуге, а не на личном моральном обязательстве.

Теперь сравните это с близким другом, который обещает подвезти вас в аэропорт, потому что знает, как важно для вас это путешествие. Вы доверяете ему — не просто появиться, а заботиться настолько, чтобы поставить ваши нужды на первое место. Если этот друг просто не приходит без объяснения причин, а потом говорит, что забыл или решил, что это не стоит усилий, эмоциональная реакция будет другой. Вы можете почувствовать себя преданным — не просто разочарованным, потому что его поступок нарушает отношения, основанные на взаимной заботе и моральных ожиданиях.

Так что да, кажется довольно естественным думать, что существует важное различие между доверием и простым полаганием, и это различие тесно связано с предательством. Эта идея часто встречается в более широких философских текстах, где утверждается, что связь между доверием и предательством чрезвычайно тесна. Как говорит Ричард Холтон (1994):

«Когда вы доверяете кому-то сделать что-то, (…) вы готовы почувствовать предательство, если ожидание не оправдается, и благодарность, если оно будет выполнено.»

Страут (2022: 340) отстаивает похожую позицию, утверждая, что «предательство всегда является нарушением доверия».

Где же здесь место для Иуды?

Думаю, многие из вас знают эту историю, но на всякий случай. Как рассказано в Евангелии от Матфея (26: 17–30), Иисус собрался со своими учениками на Пасхальную трапезу. Он предсказал, что один из них предаст его, сказав: «Истинно говорю вам: один из вас предаст Меня.»

(Другие интерпретации Иуды могут привести к иным выводам!)

Вскоре после трапезы Иисус повёл учеников в Гефсиманский сад — оливковую рощу на Масличной горе. Далее текст Евангелия:

«Пока Он еще говорил, пришел Иуда, один из двенадцати, и с ним была толпа с мечами и палицами, посланная от первосвященников и старейшин народа. Предатель же договорился с ними о знаке: «Кого я поцелую, тот и есть; схватите его.» И подойдя сразу к Иисусу, сказал: «Равви!» и поцеловал Его.

Иисус сказал ему: «Делай, что пришел делать, друг.» (Матфей 26:47–50)»

Затем люди подошли, схватили Иисуса и арестовали его.

Нас здесь интересует именно предательство Иудой Иисуса. Иуда выдаёт Иисуса солдатам, которых привёл с собой. Или, как передаёт Лука, Иисус сказал (Лука 22:47–48):

«Иуда, нецелуешь ли ты Сына Человеческого?»

Взаимное соглашение как доверие

-2

Как это связано с доверием?

Тут много разговоров о предательстве, но в чём же отношение к доверию?

Нам говорится, что Иисус знал, что его предадут — и вполне разумно предположить, что он знал, что это сделает именно Иуда. Если это так, то Иисус не доверял Иуде. Мы не можем серьёзно думать, что Иисус доверял Иуде свою личную безопасность, зная, что Иуда укажет на него враждебным солдатам!

Тем не менее, несмотря на отсутствие доверия, Иуда всё же предал Иисуса.

Это выглядит как случай предательства без доверия. И это неожиданно: ведь мы исходили из идеи, что доверие и предательство очень тесно связаны.

Возможно, вы подумаете, что этот случай не должен влиять на наше современное философское мышление, потому что здесь речь идёт о божественном знании Иисуса о будущем. Возможно, вы считаете, что такие случаи, связанные с религией, теряют свою убедительность.

Но даже если вы так думаете, существует множество других случаев, которые при внимательном рассмотрении кажутся разделяющими доверие и предательство. Например, представьте, что вы одалживаете ключи от своей квартиры соседу, чтобы он поливал ваши растения, пока вы отсутствуете. Позже вы начинаете подозревать, что он копается в ваших вещах. С этого момента вы перестаёте ему доверять, но не предъявляете претензий сразу.

Прежде чем вы успеваете попросить ключи обратно, сосед устраивает в вашей квартире вечеринку без вашего разрешения. Несмотря на то, что вы уже перестали доверять ему, это действие всё равно воспринимается вами как предательство — не просто нарушение правил, а нарушение совместного понимания и ответственности, которое сопровождало оказанную вами услугу.

Почему это важно?

Предположим, всё вышесказанное верно: предательство возможно и без доверия. Почему это интересно или важно? Я могу привести две причины, почему это имеет значение для нас.

Первая причина — поддержка коллег-философов-энтузиастов! Проще говоря, первый повод задуматься о различии между доверием и предательством — это наш интерес к философии доверия. Если изложенное выше верно, нам нужна соответствующая теория доверия. Есть теории, например, та, что предложена Холтоном (1994), которые очень тесно связывают доверие с возможностью предательства. Холтон (1994: 67) утверждает: «Когда вы доверяете кому-то сделать что-то, (…) вы готовы почувствовать предательство, если ожидание не оправдается, и благодарность, если оно будет выполнено.» Если предательство возможно без доверия, это может поставить под вопрос эти теории.

Во-вторых, это заставляет задуматься о том, как мы строим отношения с другими людьми. Мы можем считать, что предать можно только тех, кто нам доверяет. И поэтому принимать решения определённым образом. Я могу, например, стремиться беречь отношения, в которых мне доверяют, потому что не хочу предавать этих людей и причинять им эмоциональную боль. Но приведённые аргументы показывают, что мы можем нанести такой же вред, даже если доверия нет. И это само по себе должно заставить нас поразмышлять над нашими поступками.

Заключение

На первый взгляд кажется, что существует тесная связь между доверием и предательством. Некоторые теории доверия даже ставят возможность предательства в основу философской теории доверия. Но случай Иисуса и Иуды показывает нам обратное — что нас могут предать и без доверия. И если мы можем предавать других, даже если они нам не доверяют, это меняет то, как мы живём и взаимодействуем.

Нам нужно быть внимательными к тому, кого мы можем ранить предательством, а не только чьё доверие мы можем нарушить.

И, возвращаясь к первому пункту: одна из вещей, которые я люблю в философии, — это то, что такие знакомые истории, как предательство Иуды, могут быть очень поучительными, даже для наших современных теоретических размышлений. Философия может и должна черпать вдохновение из самых разных источников. Так что считайте себя вдохновлёнными…