Найти в Дзене
Культовая История

Как музей Египта в Турине решает вопрос экспозиции человеческих останков

Оглавление
Египетская статуя в музее Египта в Турине, Италия, 2017
Египетская статуя в музее Египта в Турине, Италия, 2017

Жан-Франсуа Шампольон знаменито сказал: «Дорога в Менфи и Фивы проходит через Турин». Прямая линия примерно в 2500 километров разделяет Каир, в котором проживает более 10 миллионов человек, и итальянский город Турин с населением 851 1999 человек, окружённый с двух сторон Альпами. И всё же в Турине находится крупнейший (и старейший) музей, посвящённый исключительно египетской цивилизации и искусству за пределами Египта и его столицы Каира. На итальянском языке он называется Museo Egizio. По-английски — Египетский музей.

Одним из первых египетских памятников, попавших в Турин, была узурпированная статуя Рамзеса II. За ней последовали тысячи других из Долины Царей и Цариц, из Джебелина (الجبلين), Саккары (سقارة), Гизы (الجيزة), Асуана (أسوان) и Кау эль-Кебира (قاو الكبير), особенно в первые три десятилетия XX века после серии археологических раскопок, проведённых в Египте Эрнесто Скиапарелли (1856–1928), Франческо Баллерини (1877–1910) и затем Джулио Фарина (1889–1947).

Музей размещён в здании Collegio dei Nobili, великолепном здании на улице Via Accademia delle Scienze, расположенном между площадью Сан-Карло, палаццо Кариньяно и площадью Кастелло (Castello Square). Почти 40 000 предметов — точнее 36 000 — включают одну из крупнейших коллекций папирусов в мире, с почти 17 000 папирусных фрагментов и 700 рукописей — целых или (тщательно) собранных заново. Некоторые написаны на греческом, некоторые — на арабском. Другие — на демотическом, коптском и древнеегипетском языках.

площадь Сан-Карло, 2015
площадь Сан-Карло, 2015
площадь Кастелло, Турин, 2020
площадь Кастелло, Турин, 2020

От маленьких восславительных статуэток из базальта, золота и бронзы до больших скульптур, от фараонских стел до храмовых фрагментов, от канопических сосудов до масок, от эротических изображений до папирусов, от осколков керамики, швейных игл и мумий до детских игрушек — 36 000 антикварных предметов музея охватывают тысячи лет египетской истории: от неолита до преддинастической эпохи, от правления фараонов до коптского периода. И тем не менее, «всего» около 4 000 из них выставлены на обозрение.

А что с остальными?

Почему публике отказано в доступе к ним?

Кто решает, какие антикварные предметы мы можем видеть, а какие — нет?

Для решения этой проблемы музей создал Галереи материальной культуры, которые прекрасно иллюстрируют его подход к искусству, памяти и истории. Музей существует для публики и ради публики. Кажется вполне естественным, что он также должен взаимодействовать с публикой, с тем, чего она хочет, что спрашивает, что хотела бы узнать или с чем могла бы столкнуться. Начинается это с продолжающейся дискуссии о репатриации и экспонировании человеческих останков, которых мы называем мумиями.

Дорога в Турин…

Гора Нгаурухое в Аотеароа / Новой Зеландии, одна из гор, подаренных маорийским вождём Тэ Хеуэу Тукино IV
Гора Нгаурухое в Аотеароа / Новой Зеландии, одна из гор, подаренных маорийским вождём Тэ Хеуэу Тукино IV

Почти на другом конце земного шара, буквально на противоположных полюсах планеты, находится продолговатое островное государство, которое мы теперь знаем как Аотеароа / Новая Зеландия. В течение XIX века, особенно в кровавых (и очень сложных) Мушкетных войнах, западные исследователи — ученые-любители, коллекционеры искусства и поселенцы — не испытывали стыда, меняя тысячи тои мокo (или мокомокай), то есть сохранённые маорийские головы с татуировками, на мушкеты. В это же время коренное население Тасмании было практически истреблено. По мере завершения последних этапов Чёрной войны те, кто сумел выжить — сохранить жизнь, землю и культуру — сдались, чтобы умереть на «дружелюбных» миссиях для аборигенов, сначала на острове Флиндерс, а затем в Ойстер-Коув. С тех пор Тасмания быстро превратилась в полностью белый край — белый остров, на котором паслись крупный рогатый скот и овцы.

В те же годы десятки европейских учёных занимались осквернением, кражей, расчленением и вскрытием тел различных аборигенов Тасмании — «последних аборигенов Тасмании», как они гордо их называли — прежде чем погрузить их на корабль, направлявшийся в Британию. После месяцев путешествия эти человеческие останки оказались в залах музеев Эдинбурга и Лондона.

Прошло более века, прежде чем ситуация изменилась, и было осознано (и принято), что эти артефакты и человеческие останки были приобретены в условиях культурной гегемонии, дисбаланса сил и откровенного насилия. И прежде чем потомки «последних аборигенов Тасмании» начали требовать их возвращения.

Вдыхая новую жизнь в наше понимание искусства и истории

Францисканская миссия в Луксоре, рядом с храмом Луксора, март 1885 года, фотография Антонио Беато
Францисканская миссия в Луксоре, рядом с храмом Луксора, март 1885 года, фотография Антонио Беато

Десятилетиями Европа относилась к человеческим останкам, мумиям и маорийским татуированным головам либо как к научным диковинкам, либо как к трофеям войны — а иногда и к тому и другому одновременно. Европейские музеи, включая Museo Egizio в Турине, демонстрировали мумии и тои мокo сенсационно, не обращая должного внимания на обстоятельства их приобретения в XVIII и XIX веках — в эпоху пика европейского империализма — что означало их приобретение и как оно повлияло, к лучшему или худшему, на землю, где они покоились тысячелетиями.

Италия (как и Германия) имеет (относительно) короткую колониальную историю — гораздо короче, например, чем Британия или Франция. Тем не менее залы и хранилища их музеев полны артефактов и человеческих останков со всех уголков планеты. Этические вопросы, связанные с наиболее правильным (и наименее сенсационным) показом человеческих останков, остаются в центре процесса деколонизации, и Museo Egizio не избегает их обсуждения.

В Museo Egizio есть (относительно новая) постоянная выставка, посвящённая изучению отношения древних египтян к жизни и смерти через их связь с мёртвыми, а также «с мумификацией и концепцией загробной жизни, начиная с изучения человеческих останков и погребальных предметов, которые в некоторых случаях их сопровождают». — Museo Egizio

Это постоянное выставочное пространство вдыхает новую жизнь в наше понимание искусства и переносит академические дискуссии из университетских аудиторий и специализированных журналов прямо в музей, делая их более доступными для широкой публики и приглашая её к участию.

30 сентября и 1 октября 2019 года здесь прошла конференция «Человеческие останки. Этика, сохранение, экспонирование», ставшая продолжением подобных конференций, проведённых несколько месяцев ранее в Неаполе и Помпеях, которые поставили целью изучить и озвучить различные междисциплинарные подходы к наиболее уважительному и корректному показу мумий и других человеческих останков. Верный своему обязательству взаимодействовать с публикой (особенно с посетителями из Египта), музей также запустил опрос общественного мнения по поводу экспозиции человеческих останков в музеях.

-6

Сегодня витрины с человеческими останками в залах Museo Egizio отмечены красным треугольником — он предупреждает посетителей и даёт им возможность выбирать: смотреть (и узнавать об экспонатах) или проходить мимо.

Так называемая «дебаты о репатриации» сложны и многоаспектны. Что делать, если страна, требующая возврата определённых артефактов, находится в состоянии войны или переживает серьёзные политические и социальные потрясения, из-за которых не может гарантировать безопасность произведений искусства или артефактов, являющихся предметом спора? Что если такие артефакты были приобретены законно — и есть неопровержимые доказательства легальности сделки?

В последние годы многие музеи мира наконец начали работать с правительствами и коренными сообществами стран, где были созданы такие артефакты, чтобы либо определить наиболее уместное и уважительное обращение с человеческими останками, либо репатриировать их. Это относится и к Museo Egizio в Турине.

Некоторые галереи, например Художественная галерея Онтарио в Торонто, начали переводить информационные панели на языки коренных народов Первых наций, на землях которых построены музеи, напоминая посетителям, что, проходя по залам, они находятся на родной земле — земле, которая слишком часто не была добровольно уступлена. И если некоторые учреждения решили полностью заменить человеческие останки цифровыми реконструкциями, другие музеи продолжают их показывать, теперь предоставляя полные объяснения того, как и когда такие останки (и произведения искусства) были приобретены.

И вновь это касается Museo Egizio в Турине — крупнейшего музея, посвящённого египетскому искусству, истории и культуре вне Египта.

Одна из зал музея Египта, 2017
Одна из зал музея Египта, 2017