Найти в Дзене

Рубрика «Заметки о китайском театре», выпуск 10

Дорогие друзья! Сегодня в нашей рубрике «Заметки о китайском театре» мы поговорим о способе-трюке моментальной смены масок в сычуаньской опере – 变脸 biànliǎn (русс. бянь-лянь). А вы слышали о таком? Перемена масок – это настоящий трюк в традиционном китайском театре, который используют для отображения мгновенной перемены настроения героя. Когда в сердце героя паника сменяется яростью, актёр должен в считанные секунды поменять маску. Этот трюк всегда вызывает восторг у зрителей! Перемена масок чаще всего используется в сычуаньском театре, являясь частью целого представления. Смена маски происходит после манипуляций с веером, особого движения головы или взмаха руки. В опере «Сломанный мост» (кит. 断桥 duànqiáo), например, главная героиня Сяо Цин видит изменника Сюй Сяня, в её сердце вспыхивает ярость, но неожиданно её сменяет чувство ненависти. В это время прекрасное белоснежное лицо девушки сначала становится красным, потом зелёным, а затем чёрным. Актриса должна проворно менять маски с к

Дорогие друзья!

Сегодня в нашей рубрике «Заметки о китайском театре» мы поговорим о способе-трюке моментальной смены масок в сычуаньской опере – 变脸 biànliǎn (русс. бянь-лянь). А вы слышали о таком?

Перемена масок – это настоящий трюк в традиционном китайском театре, который используют для отображения мгновенной перемены настроения героя. Когда в сердце героя паника сменяется яростью, актёр должен в считанные секунды поменять маску. Этот трюк всегда вызывает восторг у зрителей! Перемена масок чаще всего используется в сычуаньском театре, являясь частью целого представления. Смена маски происходит после манипуляций с веером, особого движения головы или взмаха руки. В опере «Сломанный мост» (кит. 断桥 duànqiáo), например, главная героиня Сяо Цин видит изменника Сюй Сяня, в её сердце вспыхивает ярость, но неожиданно её сменяет чувство ненависти. В это время прекрасное белоснежное лицо девушки сначала становится красным, потом зелёным, а затем чёрным. Актриса должна проворно менять маски с каждым поворотом, что получается лишь в результате длительных тренировок. Иногда используют несколько слоёв масок, которые срываются один за другим.

Искусство бянь-лянь не ново, оно прослеживается на протяжении истории традиционной сычуаньской оперы с момента её формирования как регионального жанра. В целом, жанр Сычуаньской оперы популярен на востоке и в центральной части самой провинции Сычуань, в Чуньцине, а также в провинциях Гуйчжоу и Юньнань.

Секрет совершения самого трюка смены маски хранится в тайне и передаётся в актёрских династиях из поколения в поколение. Исторически сложилось, что не-китайцам категорически запрещалось передавать секрет трюка с переменой масок. Традиционно только мужчины исполняли роли с бянь-лянь, потому что девушек выдавали замуж, они уходили из своей семьи в дом мужа и тем самым могли выдать секрет трюка, если бы его знали. Однако, малайзийская китаянка по имени Кэнди Чун унаследовала технику бянь-лянь от своего отца. Другая артистка Ду Ли Минь вместе со своим супругом Бянь Цзяном преподаёт эту технику в Куала-Лумпур.

В наше время известно, что секрет трюка с моментальной сменой масок в традиционной китайской опере давно раскрыт (и даже есть интервью людей, подтвердивших тот факт, что были раскрыты секреты непосредственно от мастера к желающему этот секрет узнать!), но всё же сычуаньские мастера утверждают, что даже зная секрет и способ, как меняются маски, освоить технику и безукоризненно выполнять трюк не под силу никому кроме них!

 Актёр меняет маску несколько раз во время исполнения роли не уходя со сцены
Актёр меняет маску несколько раз во время исполнения роли не уходя со сцены

Тем не менее, начиная с середины 2000-х гг., периодически случаются выступления бянь-лянь в виде отдельных вставных номеров в концертах и мероприятиях с китайским колоритом и за пределами КНР. Разумеется, для неподкованных иностранцев очень затруднительно ни с того ни с сего распознать персонажей и эмоции, которые отображают маски в ходе стремительного и красочного выступления бянь-лянь, поэтому популяризаторы этой техники за пределами Китая стараются заранее подготовить зрителя и ввести его в курс дела.

А вы, дорогие читатели, готовы узнать секреты перемены масок?.. Никому не расскажете?

Итак, нам известны четыре способа смены масок-грима в технике 变脸:

·        распыление 吹脸 chuīliǎn: актёр раздувает чёрный порошок, спрятанный у него в ладони или около глаз, носа или рта таким образом, что порошок затемняет цвет лица;

·        трюк с накладной бородой 髯口功夫 ránkou gōngfū: цвет бороды может меняться на чёрный, серый и белый в ходе манипуляций с ней для выражения злости или воодушевления;

·        стягивание маски 扯脸 chěliǎn: актёр может «стащить» вниз маску, которая была предварительно спрятана на его макушке, например, поменяв красную, зелёную, синюю и чёрные маски, которые выражают счастье, ненависть, злость и грусть соответственно;

·        измениться в лице 抹脸 māliǎn: актёр «подтаскивает» грим, который у него припрятан в бакенбардах или бровях, чтобы изменилась внешность.

Вот так, в мгновение ока, используя технику бянь-лянь, настоящие мастера сычуаньской оперы могут изобразить совершенно противоположные эмоции на лице персонажа, оставаясь в рамках строгих и символичных канонов грима китайского традиционного театрального жанра.

Надеемся, что вам было интересно, и предлагаем насладиться зрелищем магического преображения! (ссылка на видео)

Ждём новой встречи в нашей следующей заметке про боевое искусство кунг-фу в китайской опере!

Автор рубрики,

Окладникова Дарья