Одна из станций метро в Харбине называется "Табачная фабрика", а характерное здание из жёлтого кирпича стоит на перекрёстке улицы Куанчэн (подводящей черту историческому центру) и Большого проспекта.
Среди общин Харбина, в 1913 году насчитывавших более 100 человек, самой неожиданной выглядят, пожалуй, караимы. Ведь весь этот тюркоязычный (!) народ, исповедующий свою (!!), да при том не архаичную, а вполне авраамическую (!!!) религию - это дай бог несколько тысяч человек в городах между Литвой и Крымом.
Но - народ чрезвычайно деловитый, а потому караимские общины редко обходились без успешных купцов и роскошных кенасс (молелен). Вот и Аарон Лопато из Тракая в конце 19 века развёл табачные поля под Феодосией, а его сыновья Илья и Абрам, видимо, тоже слышали догму, однажды данную мне одним бывалым мужиком на Крайнем Севере - "все хотят курить!".
Уже в 1898 году они обосновались в Маньчжурии продавать отцовский табак путейцам, а в 1904 году наладили своё производство сигарет под маркой "Гаванна" (именно так, с двумя "н"!). В 1909 караимы запустили в Харбине фабрику, а сами ушли в глобальные сферы: Английская акционерная компания "А. Лопато и сыновья" была в 1914 году зарегистрирована в Гонконге. В ХХ веке братья могли бояться лишь убытков, и скопив на безбедную старость, уехали во Францию. Сигареты марки "Lopato" же делают в Китае до сих пор.
Старый корпус харбинской фабрики выглядит заброшенным, но раз уж она значится даже в названии станции метро - видимо, просто теперь сигареты крутят в неприметных цехах с другой стороны Куанчэнской улицы.