Найти в Дзене
Захар Прилепин

ПРО ЛЮБИМЫХ В ТИШИНЕ

Поехал на Волковское кладбище (в Питере) - навестить Блока, которого люблю всей душой. И с годами всё больше; больше, быть может, вообще всех, кого любил в поэзии в минувшие 40 лет. А пошёл дальше - и тут столько родных имён, золотых имён, знаменитых имён. Сегодня только про составивших славу русской словесности. Поэт Алексей Николаевич Апухтин: романсы на его стихи писали Чайковский, Рахманинов, Прокофьев. Восхитительный писатель, огромная любовь юности моей, воин и поэт Всеволод Гаршин, один из лучших баталистов в русской литературе. Прожил 33 года. Наши предки в буквальном смысле были на верхнем Дону соседями. Сам Гаршин родился под Бахмутом. Тем самым. Народник Глеб Успенский, писатель и очеркист, описавший ту дореволюционную русскую деревню, о которой нам нынче не слишком рассказывают. Есенин очень ценил его. Николай Георгиевич Гарин-Михайловский - другая моя читательская огромная любовь. Его автобиографическую тетралогию - повести «Детство Тёмы» (экранизирована), «Гимназисты», «С

Поехал на Волковское кладбище (в Питере) - навестить Блока, которого люблю всей душой. И с годами всё больше; больше, быть может, вообще всех, кого любил в поэзии в минувшие 40 лет.

А пошёл дальше - и тут столько родных имён, золотых имён, знаменитых имён.

Сегодня только про составивших славу русской словесности.

-2

Поэт Алексей Николаевич Апухтин: романсы на его стихи писали Чайковский, Рахманинов, Прокофьев.

-3

Восхитительный писатель, огромная любовь юности моей, воин и поэт Всеволод Гаршин, один из лучших баталистов в русской литературе. Прожил 33 года. Наши предки в буквальном смысле были на верхнем Дону соседями. Сам Гаршин родился под Бахмутом. Тем самым.

-4

Народник Глеб Успенский, писатель и очеркист, описавший ту дореволюционную русскую деревню, о которой нам нынче не слишком рассказывают. Есенин очень ценил его.

-5

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский - другая моя читательская огромная любовь.

Его автобиографическую тетралогию - повести «Детство Тёмы» (экранизирована), «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» - я, признаться, любил больше, чем автобиографические трилогии Льва Толстого и Горького. Недавно перечитывал очерк Куприна о Гарине-Михайловском: какой же он всё-таки прекрасный был человек: инженер, путешественник, многодетный отец, умница, мечтатель.

Если вы уже прочитали всю очевидную русскую классику и хотите получить от прозы то же удовольствие, что от повестей Пушкина или Тургенева - Гаршин и Гарин-Михайловский ждут вас.

-6

А рядом с ним и Куприн!

-7
-8

И Крестовский, автор «Петербургских трущоб» - был такой популярный фильм по этой книге.

-9

Главная поэтическая звезда конца XIX века - Надсон; первый случай, когда читающая Россия влюбилась в сочинителя еврейского происхождения.

Стихи у него - меланхолически-сентиментальные, повлиял он на поэзию (на раннего Есенина в том числе) отрицательно; но притом всё-таки написал несколько по настоящему сильных текстов. Прожил всего 24 года.

-10

Здесь же Аполлон Григорьев - напротив, великий поэт, не получивший в силу не всегда внятных причин статуса, скажем, равного Тютчеву или Фету; сильнейшим образом повлиявший на Блока (а через Блока - на Есенина: кабацкая лирика - это у них общее); автор «Цыганской венгерки» - «Две гитары, зазвенев, жалобно заныли» - популярнейшей песни, которую многие считают народной.

-11

Публицист и литературовед Николай Константинович Михайловский (не путать с Гариным-Михайловским) - был невероятно популярен в конце XIX века как социальный философ, создавший в числе прочего концепцию «героя и толпы», где доказывал, что героем может стать при определенных обстоятельствах любой. Поддерживал «Народную волю», Ленин его жестко критиковал, потому что Ленин, вопреки распространяемым ныне глупостям, был последовательным противником террора.

-12

Чапыгин, которого не слишком сегодня помнят, был мощнейшим писателем (Горький ставил его выше себя! Есенин считал в ряду крестьянских литераторов основополагающей фигурой - наряду с Кольцовым и Клюевым). Чапыгин - автор одного из трёх главных русских романов о Разине («Разин Степан»; другие два - Злобина и Шукшина; четвёртый мой; вообще же их десятка три, не меньше).

-13

И Салтыков-Щедрин здесь, сатирик, губернатор, большой, на самом деле, писатель; но в моих иерархиях - ниже Лескова, Гарина-Михайловского, Гаршина.

-14

А Добролюбов и Белинский вовсе в одной оградке похоронены.

К ним в «перестроечные» годы стало принято относиться скептически - и зря, конечно. Удивительные, яркие, прозорливые люди, двинувшие русскую словесность вперёд.

-15
-16

Николай Осипович Лернер - знаменитый русский и советский пушкинист.

-17

Писатель Григорович, автор «Антона-Горемыки» (1847) - из этого культового Горемыки наплодилось несметное количество поэтов и писателей конца XIX века, взявших себе псевдоним Горемыка. Характерно, что Алексей Пешков тоже хотел подписать первые свои вещи «Горемыка», но, обнаружив 19 других Горемык среди литераторов-современников, взял псевдоним Горький.

-18

Мамин-Сибиряк, наш Драйзер, описавший становление капитализма в России; думаю, оказал определяющее влияние, например, на Вячеслава Шишкова, а затем, так или иначе, на всю советскую сибирскую литературу.

-19

Гончаров, безусловный классик.

-20

Все романы Ивана Сергеевича перечитал в больнице и, по взрослому прочтению, «Дым» понравился больше всего. Заодно посмотрел все основные экранизации Тургенева, которые здесь разбирал.

Был удивлен, в числе прочего, как часто у него повторяется сюжет с дуэлью.

Был настоящей европейской знаменитостью, литературной суперзвездой.

-21
-22

Прочитал я и почти всего Лескова в больнице, писатель он тоже огромный, но иногда рыхлый, многословный; однако порой берущий такие высоты - какие лишь Льву Толстому и были подвластны.

«Соборяне», конечно, лучшая вещь; с удивлением обнаружил, что «12 стульев» и ряд классических авантюрных вещей, в том числе Булгакова, апеллируют к Лескову в не меньшей степени, чем к Гоголю.

-23
-24
-25

Мария Ильинична Ульянова - автор многих книг, в том числе о своем великом брате; и ещё человек, вернувший честное имя Шолохову - она возглавляла комиссию по изучению рукописей «Тихого Дона». То есть, ещё раз фиксирую: сестра («проклятого русофоба Бланка») Ленина заступилась за русского национального гения, а кумир монархистов и белогвардейцев Солженицын наворотил вокруг этой истории горы несусветной лжи.

Мария Ильинична по причине одного своего заступничества за Шолохова имеет право на память и памятник.

-26

И прекрасная Ольга Берггольц здесь.

-27
-28

И Радищев - великий человек.

-29

Всем я поставил в местном храме свечки за упокой и всем разложил цветочки от себя и от родни.