Найти в Дзене
Ирина Можаева

"Бриллиантовая рука" - энциклопедия советской жизни. Часть II

Фильм получился в значительной степени потому, что на главную роль изначально предполагался Юрий Никулин. Ему удалось создать образ "среднего" советского человека: доброго, честного, порядочного, бесхитростного, не умеющего ловчить и притворяться. В известном смысле, нового Иванушки- дурачка, а этот сказочный герой и сконцентрировал, пожалуй, главные черты нашего национального характера!
Фамилия рождает немало ассоциаций: и с Коньком-Горбунком, кажущимся нелепым, но творящим чудеса, и с глаголом "горбатиться" ( то есть много работать), и даже с "горбатым", которого, как известно, не переделать, и что бы ни случилось, он будет гнуть свою линию.
Такой герой, сомневающийся в себе, боящийся "не оправдать доверие", именно благодаря своей сути разбивает козни контрабандистов и выходит победителем, оставаясь таким же скромным, лишенным эгоизма и самомнения.

Фильм получился в значительной степени потому, что на главную роль изначально предполагался Юрий Никулин. Ему удалось создать образ "среднего" советского человека: доброго, честного, порядочного, бесхитростного, не умеющего ловчить и притворяться. В известном смысле, нового Иванушки- дурачка, а этот сказочный герой и сконцентрировал, пожалуй, главные черты нашего национального характера!
Фамилия рождает немало ассоциаций: и с Коньком-Горбунком, кажущимся нелепым, но творящим чудеса, и с глаголом "горбатиться" ( то есть много работать), и даже с "горбатым", которого, как известно, не переделать, и что бы ни случилось, он будет гнуть свою линию.
Такой герой, сомневающийся в себе, боящийся "не оправдать доверие", именно благодаря своей сути разбивает козни контрабандистов и выходит победителем, оставаясь таким же скромным, лишенным эгоизма и самомнения.
Ему удалось поймать
крупную рыбу на себя - живца. О такой рыбе говорит сотрудник милиции в сцене завтрака, отправляя в рот крошечную кильку!

-2

Кстати, Михаил Иванович, судя по наколке, прошел серьезную "школу жизни"! Но сумел встать на правильную дорогу и теперь сам борется с преступниками. Тоже чем не герой! Не правда ли, эти двое похожи?

Есть в фильме и другая пара. Лелик - жулик "старой формации". Недалекий, чтобы не сказать тупой. Беспрекословно подчиняющийся "пахану". И в то же время искренне привязанный к Геннадию. Ему хорошо за сорок, одинокий, как таким и положено, Лелик являет своеобразного отца своему непутевому напарнику.
Зато Геша Козодоев - самый молодой из героев, и в нем собраны многие отличительные черты того поколения (конечно, лишь одной его части). Он
модный во всех смыслах этого слова, поэтому в поте лица трудится демонстратором одежды.

-3

Платили копейки, зато было официальное место работы, без чего светила статья за тунеядство. По ней, например, осудили гения русской поэзии И.А. Бродского. Чуть позднее возникнет "поколение дворников и сторожей" - тех, кто откажется встраиваться в устоявшуюся систему, ради внутренней свободы пренебрегая материальным благополучием, выбирая жизнь настоящую.
Но были и будут многочисленные Геши, существующие, по выражению того времени, на нетрудовые доходы. Такие чутко ловили новые "веяния". Например, в эти годы подлинные интеллигенты открывали наше древнее искусство: ездили по деревням, глухим углам, чтобы спасти еще оставшиеся иконы. И вот у Геши на стене имитация части бревенчатой избы, повешены лапти, а в углу образ с лампадой.
Он как бы верующий. Но разве? Ведь главное для него - видимость. Великолепный эпизод с шествованием "по воде" за "отроком" исчерпывающе характеризует Козодоева и тех, для кого вера - обряд, ритуал, а не душевная потребность.

-4

И в то же время внутренняя пустота порой ему тягостна. Как он хотел бы найти что-то больше себя! Хоть и крайне редко, но такое состояние посещает Гешу. Вглядимся в его лицо в этом кадре! А.А. Миронов создает объемный образ, добиваясь, чтобы зритель поверил в реальность существования своего героя.

-5

Еще одно "веяние" - подражание белогвардейскому офицерству. Советская историография, внедряемая в сознание масс с помощью кино и театра, утверждала: "беляки" - враги трудового народа, изверги и палачи. Но ложь всегда вызывает неприятие. И если думающие люди изучали историю, по крупицам собирая факты, реконструируя подлинные события, то поверхностные довольствовались "модой".
В фильме вполне однозначный намек: Гена дергает головой, как штабс-капитан Овечкин в исполнении харизматичного А.Б. Джигарханяна из всем известных "Новых приключений неуловимых".

-6

Образ белого офицера в картине дополняет В.С. Ивашов проникновенным исполнением прекрасной песни "Русское поле". Да, именно этот актер был нужен создателям фильма про юных героев-разведчиков, "красных дьяволят": наш любимый "Алеша Скворцов"! Кто-то подумает, что это случайно?

Ну а для Геши Козодоева жест человека, которому тесен ворот военного мундира, не безопасен!

-7

Тема Гражданской войны продолжается и в другом эпизоде. Не мной замечено, что разработка плана операции под кодовым названием "Дичь" заставляет вспомнить наше великое кино "Чапаев". Фантастически красиво звучит на два голоса "Черный ворон" в исполнении заглавного героя и Петьки. Василий Иванович склонился над картой местности с карандашом в руке, проверяя расстояние с помощью линейки и циркуля-измерителя, готовясь к завтрашней "психической атаке" каппелевцев.
Такими же канцелярскими принадлежностями пользуется Лелик. Изображенная им "карта" с обозначением
Мэ и Жо, объяснение дислокации и задачи - отдельная хохма. И эти герои поют, и тоже про пернатых: Летят утки... Начинает старший, Геша подхватывает, точнее, подвывает мимо нот. И если Петька называет Чапаева Наполеоном, то Лелик Гешу - Кутузовым! А чтобы казалось убедительнее, вот подзорная труба!

-8

Недавно я обнаружила еще один смысл. Эта же песня звучит в культовой картине 1960-х "Застава Ильича" ("Мне двадцать лет") М.М. Хуциева, где ее поет манекенщица Светлана в исполнении - кого бы мы думали - Светланы Светличной! Кстати, там тоже имеются лапти (на ногах главной героини) и картошка. "Связь времен"!

-9

Значит, противостояние не закончено! Только не "белых" и "красных", а настоящих людей - и "пены". Так называлась пьеса С.В. Михалкова (того еще, кстати, конъюнктурщика, хотя и не лишенного таланта).

Жулики всегда смогут устроиться! Они одеты в "заграничное", а честные граждане довольствуются продукцией нашей "легонькой промышленности", как сказано в другом кино.
Государство подходит к проблеме серьезно!
Авторские коллективы, состоящие из художников, архитекторов и главных конструкторов ( речь точно о платьях и костюмах?), трудятся, не покладая рук, завоевывают призы и премии на межобластных форумах современной одежды вроде того, что прошел в Житомире, а брюки, несмотря на все усилия, никак не превращаются в элегантные шорты, и носить нечего!
Подходящее импортное порой трудно достать даже такой "акуле", как героиня Светланы Светличной! Купальник ей тесноват, почему и не выдерживает застежка!

-10

Между прочим, когда Семен Семенович приходит в гостиничный номер, дива встречает его, высовываясь из ванной. Уж не постирушку ли она там устроила, пользуясь случаем? Перебои даже не с горячей - просто с водой в наших городах на черноморском побережье считались нормой. Был график ее подачи, и местные к такому положению дел привыкли. Отели же должны снабжаться постоянно. Такая у меня версия!

Ведь
в нашем деле главное - социалистический реализм! Именно ТАК должно было звучать всем известное предложение. Фразеологизм запретила цензура, но умные без труда его мысленно восстанавливали.
Зато известный пионерский призыв и отзыв наличествуют.
Будь готов! - предупреждает напарника Геша. Всегда готов! - слышит в ответ.

А вы, дорогие собеседники,
готовы поделиться своими впечатлениями от этого гениального кино? Интересно было бы о них узнать!