Фильм получился в значительной степени потому, что на главную роль изначально предполагался Юрий Никулин. Ему удалось создать образ "среднего" советского человека: доброго, честного, порядочного, бесхитростного, не умеющего ловчить и притворяться. В известном смысле, нового Иванушки- дурачка, а этот сказочный герой и сконцентрировал, пожалуй, главные черты нашего национального характера!
Фамилия рождает немало ассоциаций: и с Коньком-Горбунком, кажущимся нелепым, но творящим чудеса, и с глаголом "горбатиться" ( то есть много работать), и даже с "горбатым", которого, как известно, не переделать, и что бы ни случилось, он будет гнуть свою линию.
Такой герой, сомневающийся в себе, боящийся "не оправдать доверие", именно благодаря своей сути разбивает козни контрабандистов и выходит победителем, оставаясь таким же скромным, лишенным эгоизма и самомнения.
Ему удалось поймать крупную рыбу на себя - живца. О такой рыбе говорит сотрудник милиции в сцене завтрака, отправляя в рот крошечную кильку!
Кстати, Михаил Иванович, судя по наколке, прошел серьезную "школу жизни"! Но сумел встать на правильную дорогу и теперь сам борется с преступниками. Тоже чем не герой! Не правда ли, эти двое похожи?
Есть в фильме и другая пара. Лелик - жулик "старой формации". Недалекий, чтобы не сказать тупой. Беспрекословно подчиняющийся "пахану". И в то же время искренне привязанный к Геннадию. Ему хорошо за сорок, одинокий, как таким и положено, Лелик являет своеобразного отца своему непутевому напарнику.
Зато Геша Козодоев - самый молодой из героев, и в нем собраны многие отличительные черты того поколения (конечно, лишь одной его части). Он модный во всех смыслах этого слова, поэтому в поте лица трудится демонстратором одежды.
Платили копейки, зато было официальное место работы, без чего светила статья за тунеядство. По ней, например, осудили гения русской поэзии И.А. Бродского. Чуть позднее возникнет "поколение дворников и сторожей" - тех, кто откажется встраиваться в устоявшуюся систему, ради внутренней свободы пренебрегая материальным благополучием, выбирая жизнь настоящую.
Но были и будут многочисленные Геши, существующие, по выражению того времени, на нетрудовые доходы. Такие чутко ловили новые "веяния". Например, в эти годы подлинные интеллигенты открывали наше древнее искусство: ездили по деревням, глухим углам, чтобы спасти еще оставшиеся иконы. И вот у Геши на стене имитация части бревенчатой избы, повешены лапти, а в углу образ с лампадой.
Он как бы верующий. Но разве? Ведь главное для него - видимость. Великолепный эпизод с шествованием "по воде" за "отроком" исчерпывающе характеризует Козодоева и тех, для кого вера - обряд, ритуал, а не душевная потребность.
И в то же время внутренняя пустота порой ему тягостна. Как он хотел бы найти что-то больше себя! Хоть и крайне редко, но такое состояние посещает Гешу. Вглядимся в его лицо в этом кадре! А.А. Миронов создает объемный образ, добиваясь, чтобы зритель поверил в реальность существования своего героя.
Еще одно "веяние" - подражание белогвардейскому офицерству. Советская историография, внедряемая в сознание масс с помощью кино и театра, утверждала: "беляки" - враги трудового народа, изверги и палачи. Но ложь всегда вызывает неприятие. И если думающие люди изучали историю, по крупицам собирая факты, реконструируя подлинные события, то поверхностные довольствовались "модой".
В фильме вполне однозначный намек: Гена дергает головой, как штабс-капитан Овечкин в исполнении харизматичного А.Б. Джигарханяна из всем известных "Новых приключений неуловимых".
Образ белого офицера в картине дополняет В.С. Ивашов проникновенным исполнением прекрасной песни "Русское поле". Да, именно этот актер был нужен создателям фильма про юных героев-разведчиков, "красных дьяволят": наш любимый "Алеша Скворцов"! Кто-то подумает, что это случайно?
Ну а для Геши Козодоева жест человека, которому тесен ворот военного мундира, не безопасен!
Тема Гражданской войны продолжается и в другом эпизоде. Не мной замечено, что разработка плана операции под кодовым названием "Дичь" заставляет вспомнить наше великое кино "Чапаев". Фантастически красиво звучит на два голоса "Черный ворон" в исполнении заглавного героя и Петьки. Василий Иванович склонился над картой местности с карандашом в руке, проверяя расстояние с помощью линейки и циркуля-измерителя, готовясь к завтрашней "психической атаке" каппелевцев.
Такими же канцелярскими принадлежностями пользуется Лелик. Изображенная им "карта" с обозначением Мэ и Жо, объяснение дислокации и задачи - отдельная хохма. И эти герои поют, и тоже про пернатых: Летят утки... Начинает старший, Геша подхватывает, точнее, подвывает мимо нот. И если Петька называет Чапаева Наполеоном, то Лелик Гешу - Кутузовым! А чтобы казалось убедительнее, вот подзорная труба!
Недавно я обнаружила еще один смысл. Эта же песня звучит в культовой картине 1960-х "Застава Ильича" ("Мне двадцать лет") М.М. Хуциева, где ее поет манекенщица Светлана в исполнении - кого бы мы думали - Светланы Светличной! Кстати, там тоже имеются лапти (на ногах главной героини) и картошка. "Связь времен"!
Значит, противостояние не закончено! Только не "белых" и "красных", а настоящих людей - и "пены". Так называлась пьеса С.В. Михалкова (того еще, кстати, конъюнктурщика, хотя и не лишенного таланта).
Жулики всегда смогут устроиться! Они одеты в "заграничное", а честные граждане довольствуются продукцией нашей "легонькой промышленности", как сказано в другом кино.
Государство подходит к проблеме серьезно! Авторские коллективы, состоящие из художников, архитекторов и главных конструкторов ( речь точно о платьях и костюмах?), трудятся, не покладая рук, завоевывают призы и премии на межобластных форумах современной одежды вроде того, что прошел в Житомире, а брюки, несмотря на все усилия, никак не превращаются в элегантные шорты, и носить нечего!
Подходящее импортное порой трудно достать даже такой "акуле", как героиня Светланы Светличной! Купальник ей тесноват, почему и не выдерживает застежка!
Между прочим, когда Семен Семенович приходит в гостиничный номер, дива встречает его, высовываясь из ванной. Уж не постирушку ли она там устроила, пользуясь случаем? Перебои даже не с горячей - просто с водой в наших городах на черноморском побережье считались нормой. Был график ее подачи, и местные к такому положению дел привыкли. Отели же должны снабжаться постоянно. Такая у меня версия!
Ведь в нашем деле главное - социалистический реализм! Именно ТАК должно было звучать всем известное предложение. Фразеологизм запретила цензура, но умные без труда его мысленно восстанавливали.
Зато известный пионерский призыв и отзыв наличествуют. Будь готов! - предупреждает напарника Геша. Всегда готов! - слышит в ответ.
А вы, дорогие собеседники, готовы поделиться своими впечатлениями от этого гениального кино? Интересно было бы о них узнать!