Найти в Дзене
Музыкальный экспресс

Ароматные сады для слепых. Dragon - "Scented Gardens For The Blind", 1975

Записанный в декабре 1974 года на студии Stebbing в Окленде и выпущенный в феврале 1975-го на лейбле Vertigo Records (Vertigo – 6360 903) в Австралии, Новой Зеландии и Франции, альбом "Scented Gardens For The Blind" стал вторым и последним прог-роковым опусом группы Dragon перед их судьбоносным переездом в Австралию в мае того же года. Название альбома - прямая отсылка к одноимённому роману новозеландской писательницы Джанет Фрейм. Книга "Ароматные сады для слепых" (1963) описывает иллюзорный мир, созданный для тех, кто отказывается видеть жестокую реальность. Герои романа живут в самообмане, культивируя "сады" как побег от травм и социальных катастроф. Исследования Джанет Фрейм грани между реальностью и иллюзией перекликались с экспериментальным духом альбома.

Музыкально "Scented Gardens For The Blind" углубил симфонические и психоделические искания дебюта Universal Radio (1974), но приобрёл более утончённое арт-роковое звучание с доминирующими клавишными (орган, Moog, меллотрон) и сложными аранжировками. Парадоксально, двигаясь к мейнстриму в треках вроде энергичных "Vermillion Cellars" или поп-мелодичной "Grey Lynn Candy" (где Иван Томпсон всё равно насыщал звук "бурлящим" органом), группа одновременно усилила прогрессивные элементы. Это проявилось в 8-минутном эпике "La Gash Lagoon" с его сходством с Yes, парящей ритмической сложности "Sunburst" и заглавном треке, сочетавшем электрическую мощь с акустическими интерлюдиями в духе Genesis.

Однако, текст "Vermillion Cellars", песни, ставшей единственным синглом с альбома, ("Если ты не играешь то, что хотят люди, что ж, сынок, ты за дверью") уже предвещал будущий коммерческий поворот.

Концертная жизнь группы в этот период отличалась растущей театральностью. Продвигаемая андеграундным предпринимателем Грэмом Несбиттом, Dragon активно гастролировала по университетам и площадкам вроде шоу Buck A Head в Театре Его Величества, где их авангардный звук находил отклик у студенческой аудитории. На сцене музыканты использовали маски для воплощения персонажей, а перформансы порой граничили с провокацией: от драматичного уничтожения коробок с хлопьями Weetbix до появления "обкуренной, лысой и беременной стриптизерши", ворвавшейся на сцену, (эпизод, вошедший в фильм Джона Дикса "Stuck in Paradise").

Несмотря на художественные достижения, альбом потерпел коммерческий крах, не попав в чарты ни Новой Зеландии, ни Австралии - прог-рок терял позиции на фоне нарастающего панк-движения. Исторически он стал лебединой песнью оригинального состава: после переезда в Сидней гитарист Рэй Гудвин покинул группу, а барабанщик Нил Стори, чья игра была основой "Scented Gardens For The Blind", умер от передозировки в 1976 году.

Австралийская глава началась с череды неудач - кражей оборудования, провальным синглом "Star Kissed" и забвением прогрессивных корней. Лишь с приходом клавишника Пола Хьюсона и сменой курса на поп-рок ,группа стала зарабатывать деньги, с хитами вроде "April Sun in Cuba", оставив "Scented Gardens For The Blind" как капсулу времени их "новозеландской" эстетики.

Спустя десятилетия альбом обрёл культовый статус среди ценителей андеграундного прога, признанный лучшим из двух работ группы для Vertigo. Сегодня он звучит как прощальный вздох эпохи - финальный эксперимент перед тем, как Dragon навсегда сменили "ароматные сады слепых" на солнце австралийских чартов.

Послушать и скачать альбом в Hi-Res Audio, Flac 24/96, можно на моём канале в Telegram:

Prog-rock rarities

- Иван Томпсон (Ivan Thompson) / клавишные

- Рэй Гудвин (Ray Goodwin) / соло-гитара, вокал

- Тодд Хантер (Todd Hunter) / бас, вокал

- Марк Хантер (Marc Hunte) / вокал, саксофон, перкуссия

- Нил Стори (Neil Storey) / ударные

Гость:

- "Josie" / бэк-вокал

1. Vermillion Cellars (3:23) - единственный сингл с альбома. Относительно лаконичная структура с акцентом на орган и гитарные риффы.

2. La Gash Lagoon) (8:18) - эпик с влиянием джаз-фьюжн и психоделии. Сравним с ранним King Crimson. Текст повествует о месте, где "Реки стали текут, Где слепые сады растут, Радуга из машинного масла. а Ржавчина прибивает небо".

3. Sunburst (8:33) - ключевая прогрессивная композиция: сложные ритмические сдвиги, соло Ивана Томпсона на Moog. Трек построен на контрастах: от меланхоличных органных пассажей до энергичных гитарных кульминаций.

4. Greylynn Candy (4:57) - название отсылает к пригороду Окленда. Сочетает поп-мелодичность с арт-роковой экспрессией.

5. Darkness (4:44) - раскрывает тему утраты невинности и столкновения с тревожными переменами, используя контраст между детскими образами и мрачными предчувствиями. Присутствует орган Ивана Томпсона в стиле Рика Уэйкмана, сложный ритм, контраст между светлыми куплетами и мрачным звуковым нагнетанием в припевах

6. Scented Gardens for the Blind (7:40) - финал альбома построен как симфоническая сюита с несколькими частями: от медитативных акустических интерлюдий до мощных электрических кульминаций с соло на Moog и органе. Критики отмечают влияние Genesis (особенно в смене акустических и электрических эпизодов) и King Crimson (в диссонирующих гармониях).

Ещё о группе Dragon вы можете прочитать у меня здесь:

"Universal Radio", 1974

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:

2202 2017 5668 2940

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С

Заранее спасибо!

Навигация по каналу

Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.