В юго-восточном уголке Гималаев, в штате Западная Бенгалия (Индия), существует по-настоящему историческое чудо транспорта — Дарджилингская железная дорога. Узколейка шириной всего 610 мм, проложенная британцами в 1881 году, до сих пор функционирует, оснащённая паровозами, возраст которых превышает 130 лет.
История и инженерное чудо
- Строительство началось в 1879 году как часть Дарджилингской паровой трамвайной компании, для соединения пригорода Силигури с горным курортом Дарджилинг.
- В июле 1881 года открыли полную линию длиной около 88 км, с набором высоты почти 2100 м: от 100 м в Силигури до 2258 м в Гхум, и далее — вниз до Дарджилинга.
- Инженерная изюминка — шесть зигзагов (Z‑reverse) и три спиральных петли, включая знаменитый Batasia Loop — чтобы преодолеть крутые подъёмы без сложной туннельной инфраструктуры.
Паровозы-легенды
- В 1889–1927 гг. на линию поступили легендарные паровые локомотивы B‑класса, выпущенные Sharp, Stewart, Baldwin и местным депо Tindharia.
- Некоторые из этих паровозов, включая № 792 «Mountaineer» и № 799 «Himalayan Bird», работают и по сей день — настоящие живые экспонаты → знакомство с историей на ходу.
Культурное и туристическое значение
- В 1999 году Дарджилингская узколейка получила статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО как «живое культурное и инженерное наследие», обязуя использовать паровые локомотивы на маршруте.
- Во время пути можно увидеть захватывающие виды Гималаев, чайных плантаций, деревушек — настоящая живая картина, наполненная звуками пара и духом викторианской эпохи .
- Линия действует как регулярный общественный транспорт, но особенно популярна среди туристов: ввиду своей живописности и уникальности она носит прозвище «игрушечного поезда» .
📝 Почему стоит узнать о Дарджилингской железной дороге
- Инженерия без компромиссов
Малый просвет и узкая колея – идеальные решения для горных приключений, без огромных затрат на тоннели. - Прямое путешествие в историю
Паровозы XIX века и старинные вагоны создают атмосферу того времени — шанс прикоснуться к истории в движении. - Экологичный и культурно важный транспорт
Живая железная дорога поддерживает локальные сообщества: перевозки, туризм, работа, включая железнодорожные музеи в Гхуме.
❓ Вопрос для размышления
Как вы думаете, может ли опыт Дарджилингской железной дороги — сочетание узкой самобытной тяги и туризма — быть применён в других труднодоступных регионах мира, чтобы сохранить историю и поддерживать связь с природой?
Если вы любите захватывающие истории об инженерии, путешествиях и культуре — подписывайтесь на канал в Дзен, чтобы не пропустить новые увлекательные материалы!