Чокер (англиц. от choker «душитель») – вид украшений, короткое ожерелье, плотно прилегающее к шее.
Чокеры известны с древних времён – впервые они появились в IІІ тысячелетии до нашей эры – и сохраняют свою популярность в XXI веке. Украшение имеет множество разновидностей, может изготавливаться из ракушек, дерева, кости, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, кожи, пластмассы, бархата, атласа и других материалов, часто оснащено регуляторами размера. Это украшение может иметь подтекст, трактовка которого зависит от типа микросоциума. Также чокер – название тросовой петли при лесозаготовке трелёвочным способом.
Чокеры из фаянсовых бусин, датированные серединой III тыс. до н. э. и относящиеся к эпохе Древнего царства, находили на территории Египта и Шумера. По всей видимости, эта форма украшений не была распространена, так как наиболее известным типом древнеегипетских ожерелий являются оплечья из бусин и/или золота, покрывающие плечи и большую часть груди.
Как и любое украшение той эпохи, чокеры считались своего рода амулетом, оберегом, защищали от невзгод, болезней, злых духов. Изображения шейных украшений можно увидеть на амфорах, наскальных росписях, скульптурных изваяниях. Чокеры раннехристианской эпохи в Византии и Римской империи изображены на знаменитых мозаиках Равенны: кольца золотой проволоки скрепляли корунды, бериллы, гранаты и другие цветные камни с просверленными отверстиями.
Считается, что первым народом, у которого чокеры получили распространение, стали коренные жители Америки. Первая такая находка датирована II веком до н. э. и относится к цивилизации майя. У американских индейцев ожерелье-чокер являлось символом власти вождя, а также выполняло сакральную защитную функцию, выступая в качестве талисмана от злых духов. Чокеры изготавливались из костей птиц и зверей, из дерева или ракушек.
В некоторых регионах Азии (например, Мьянма) и Африки (народ ндебеле, ЮАР) с глубокой древности до настоящего времени практикуется «вытягивание шеи» при помощи узких и высоких ожерелий из множества колец. Обычай практикуется в основном в отношении женщин, начиная с детского возраста. Женщина с вытянутой шеей считается очень привлекательной для соплеменников.
В Греции чокеры с именными медальонами надевались на шеи рабов. Изделия, отражающие принадлежность к хозяину, содержали информацию о доме, где служит человек, о его происхождении, а также о совершенных им проступках и полученных наказаниях.
Массивные золотые чокеры (Саксонский воротник), украшенные жемчугом и драгоценными камнями, входят в моду в эпоху Позднего Средневековья в XV–XVI веках. Плотно облегающее шею золотое ожерелье могло быть частью более крупного украшения, спускающегося на грудь. В Германии XVI века знатные дамы носили на шее несколько рядов массивных золотых украшений, верхнее из которых плотно охватывало шею. Эта мода нашла отражение на портретах того времени, особенно в портретах библейских персонажей работы немецкого живописца первой половины XVI века Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) (по нормам того времени художники изображали любых персонажей в современных им самим нарядах).
Большой любительницей украшений слыла Елизавета I (1558–1603). На всех портретах английская королева изображена в многочисленных колье разной длины, которые надевались как поверх платья, так и непосредственно на шею. Ее стиль оказал большое влияние на ювелирную моду того времени.
С началом эпохи Просвещения в моде появились платья с глубокими декольте и высокими причёсками. Для более гармоничного сочетания форм вновь понадобились шейные украшения, но более скромные, чем в эпоху Возрождения. В XVIII веке в моду вошли чокеры из ткани, чаще всего чёрные из бархата (так называемые ба́рхатки или бархо́тки), голубые в виде ленты или из кружевной ткани под цвет платья. Бархотки сохраняли популярность и на протяжении XIX века, во многом благодаря модному в 1840–1870-е годы стилю неорококо, подражавшему эпохе Марии-Антуанетты. Чёрный окрас позволял подчеркнуть бледность кожи, которая, как считалось, свидетельствовала о благородном происхождении дамы. Бархатки могли носить вообще без декора, но части их украшали жемчугом и драгоценными камнями, и даже крепили к ним подвески. Часто бархатка крепилась не с помощью застёжки, а имела ленточки, которые завязывались в бантик на задней стороне шеи. Если к чокеру крепилась крупная брошь, зачастую в форме банта («брошь Савинье») – такое украшение называлось склаваж.
В первые десятилетия XIX века чокеры вышли из моды, так как ампирная мода стремилась подражать античности. На смену плотно облегающим шею бархаткам пришли классические ожерелья. Также ношение чокеров было несовместимо с высокими воротниками-стойками (херусками), являвшимися украшением сами по себе. Новый пик популярности классических бархаток пришёлся на вторую половину XIX века и стиль неорококо.
Взлет популярности чокеров пришелся на эпоху fin de siecle вплоть до Первой мировой войны. Тому немало способствовали английские монархи: Александра Датская (1844–1925), супруга короля Эдуарда VII, и Мария Текская (1867–1953), супруга Георга V и родная бабушка Елизаветы II. Короткие многорядные ошейники из жемчуга или бриллиантов они дополняли длинными сотуарами и объемными бриллиантовыми ожерельями.
В Великобритании мода на чокеры введена принцессой Уэльской, будущей королевой Александрой Датской.
В детстве Александра перенесла операцию, оставившую на её шее небольшой шрам. Чтобы скрыть его, принцесса носила чокеры или платья с высоким воротником. Специально для неё начали изготавливать очень высокие бусы, которые тесно окружали шею до самого подбородка. Такое необычное украшение быстро положило начало новой моде. Вместе с высоким чокером в моду вошёл сетевой чокер. Бусы изготавливались не только из ажурной ткани, но и из драгоценных металлов.
Балерины и представители высшего общества в конце XIX века обычно носили определённые виды чокеров. Однако в то же время, в конце XIX века, простой тонкий чокер из красной или чёрной ленты был связан с проституцией, как показано в картине Мане «Олимпия» (1861).
Чокеры, преимущественно широкие, из драгоценных металлов или рядов жемчуга, сохраняли популярность и в начале XX века, так называемую «прекрасную эпоху». Ювелиры-представители направления ар-нуво, в том числе Рене Лалик, делали чокеры в виде широкой тканевой ленты, в центре которой помещалась драгоценная планшетка (Plaque de cou). Одновременно с этим в моде оставались и классические тонкие бархатки, и высокие ожерелья из нескольких рядов бриллиантов и жемчуга, остававшиеся атрибутом высшей аристократии.
В период между I и II мировыми войнами чокеры не были популярны, но с середины XX века они вновь возвращаются в моду, их носят культовые актрисы и звёзды: Марлен Дитрих, Мерилин Монро, Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Бриджит Бардо и другие. Кроме того, чокеры из драгоценных камней и жемчуга носила принцесса Диана, что, несомненно, способствовало популяризации этого украшения.
В 1980-е годы чёрные кожаные чокеры, часто украшенные металлическими шипами, цепочками, заклепками, становятся атрибутом неформальных молодёжных субкультур и музыкальных направлений, таких как рок, панк и готика. Подлинный пик популярности чокеров приходится на 90-е годы, когда из провокационного украшения они стали модным трендом, в это время в моде были как «панковские» ошейники из чёрной кожи, так и чокеры из синтетических тканей ярко-кислотных цветов, либо животного окраса, часто они дополнялись пластиковыми бусинками, бисером, стеклярусом или металлическими кулонами в виде геометрических фигур, сердец.
Параллельно с этим произошло внедрение чокеров в БДСМ-культуру, где украшения из кожи и латекса стали символом и атрибутом доминантно-сабмиссивных отношений.
Виды чокеров
Классические чокеры: Это простые и элегантные модели, обычно выполненные из бархатных или атласных лент, кожаных ремешков. Классические чокеры могут быть украшены небольшими декоративными элементами, такими как стразы, бисер или маленькие кулоны. Эти чокеры идеально подходят для создания сдержанного и утонченного образа.
Чокеры с подвесками: Эти чокеры украшаются различными подвесками, такими как кулоны, медальоны, крестики и другие декоративные элементы. Подвески могут быть выполнены из металла, драгоценных камней или даже дерева. Чокеры с подвесками добавляют образу индивидуальность и могут быть подобраны в соответствии с личными предпочтениями и стилем.
Чокеры с шипами: Эти чокеры отличаются дерзким и бунтарским дизайном. Обычно они изготавливаются из кожи или кожзаменителя и украшены металлическими шипами, заклепками и цепями. Такие чокеры идеально подходят для создания рокерского или панк-образа, подчеркивая смелость и независимость их носителя.
Чокеры из бисера: Эти чокеры выполняются из мелких бусин и бисера, часто с использованием сложных узоров и плетений. Чокеры из бисера добавляют образу женственность и романтичность, подходя для легких и воздушных нарядов. Они могут быть однотонными или многоцветными, в зависимости от предпочтений.
Чокеры-пружины: Модные и современные чокеры, выполненные в виде спиральных пружин или металлических обручей. Эти чокеры облегают шею и создают эффект футуристичного и стильного украшения. Они могут быть как тонкими и изящными, так и массивными и выразительными, в зависимости от дизайна.
Тату-чокер: тип украшения, который изготовлен из тонкой лески, в виде разных ажурных плетений. Чаще всего аксессуар делают именно черного цвета, и молодые девушки активно используют его в своем образе, надевая на шею вместо цепочек. Тату-чокер обычно хорошо смотрится в сочетании с легкими платьями, с пышными юбками и со стилем тамблер.
.