Каждый из нас вынужден ежедневно делать выбор товаров, а их сотни тысяч. Если раньше покупки совершались в офлайн-магазинах, и при встрече с неизведанным продуктом можно было спросить у продавца «Ну как оно?», заглянув в его глаза с пристрастием и проанализировав язык тела на предмет «врет – не врет», то сейчас почти всё покупается онлайн. Где найти правдивые отзывы о покупках? Проанализируем достоверность разных источников.
Отзывы на сайтах производителя в расчет не берем, тут и говорить не о чем. Кто будет оставлять негативные отзывы на своем же сайте. Почему не стоит верить отзывам на сайтах-отзовиках, я уже писала, можно при желании почитать, ссылка внизу. Больше правды в отзывах на сайтах мультибрендовых продавцов, таких как «Петрович» или «Рив Гош», хотя и там, конечно, могут подчищать негатив и нагонять позитив.
Рейтинги лучших товаров
В них обычно тот же трендеж. Не знаю, возможно, среди них есть честные, всех обвинять не буду. Но, исходя из моей практики, места в таких рейтингах продаются, моим клиентам регулярно высылаются такие предложения как от блогеров, так и от, казалось бы, изданий, заслуживающих доверие, типа интенет-ресурсов, выросших их крупных газет. Не верите – последите за каким-нибудь рейтингом лучших пылесосов или лучших гель-лаков. Во-первых, в них постоянно попадают модели и бренды, очевидно находящиеся не в лидерах рынка. Угадайте, почему. Во-вторых, один и тот же рейтинг будет регулярно обновляться, что заметно, если вы отпринскрините его с разницей в месяц или два – кто оплатил, того и включили.
Отзывы покупателей
Отзывы покупателей на маркетплейсах, на мой взгляд, самый достоверный источник о качестве товара, но есть пара «но».
Достоверность начинается, когда отзывов хотя бы 100. Покупатели с недоверием относятся к товарам без отзыва, а потому, чтобы запустить продажу, продавец выкупает сам и пишет пятизвездные отзывы. Может и зловредный конкурент его выкупить и влепить единичку, потому как одним таким отзывом он надолго обезвредит соперника: попробуй, навыкупай, чтобы из 1 звезды набрать хотя бы 4.8, как любят покупатели. Ну а когда число отзывов приближается к сотне, вероятность, что это сам продавец их налепил, значительно ниже, особенно для дорогих товаров.
Нередко новый товар крепят на карточку к другим похожим товарам продавца, на которых уже много хороших отзывов. Когда это, например, постельное белье одной и той же серии, но разных расцветок, то нормально, но когда это функционально разные предметы, как в примерах на фото, есть вопросики. Чтобы посмотреть мнение покупателей по конкретному продукту, выберите нужную кнопочку «этот вариант товара».
Порой покупатели так себе эксперты. Отзыв пишется обычно сразу после покупки, так что купили за 3 копейки, обрадовались и накатали. Тут видела отзывы на комплект сменных картриджей для фильтра воды с колбами 10SL. Такие колбы стандартные, у разных производителей одинаковые, и вот один деятель предложил универсальный набор картриджей для фильтров 10SL разных производителей, который стоит 800 р. Покупатели радуются и ставят 5 звезд, корят себя, что были идиотами, покупая фирменные комплекты. А в наборе – 2 полипропиленовых картриджа и один с засыпным углем, самый дешевый вариант, который чистит от твердых загрязнений да немного от хлора. Как можно его цену сравнивать с ценой нормальных картриджей, в наборе даже ионообменного модуля нет… Так что в данном случае мнение покупателей только дезориентирует.
То же касается и отзывов от «сознательных» покупателей, которым пришло оповещение «оставьте отзыв», они и оставляют что-то вроде «Ещё не пользовалась, но упаковано хорошо». Спасибо, блин, за помощь в выборе. Ну и в ту же топку истерики на тему «Задержали доставку, поэтому 1 звезда». За доставку ответственность несет не продавец, а маркетплейс, ну и просят же оценить товар, на кой оценивать доставку в карточке товара, жалуйся ты на маркетплейс.
Я занимаюсь в т.ч. карточками для маркетплейсов и могу вас уверить: как на слайдах, так и в описании товара можно писать что угодно, площадка просто указывает, что информация предоставлена продавцом. Врать вам могут уже в названии, вот пример. Я набрала на Озоне «TDS-метр», и в выдаче трендеж во всех четырех первых же карточках. TDS-метр – это солемер, он не является прибором, оценивающим качество воды, но продавцы смело обещают эту фунцию. Прибор же показывает солесодержание. Вся минеральная вода будет давать высокие показатели TDS, у родниковой воды они тоже обычно довольно высокие, а вот у дистиллированной будет нулевое солесодержание. Только последнюю лучше в технику заливать, а не в человека. Прибор не покажет, хорошая у вас вода или плохая, он не анализирует характер примесей. Продавцы трендят и не краснеют, потому что такой волшебный грязеизмеритель продать проще.
Елки-палки, кому верить-то?
Отзывы могут быть недостоверными, в описании товара продавец может сильно приукрасить, но в карточке товара есть одно местечко, которому можно верить: характеристики товара и состав (для косметики, например). Тут продавцам врать нельзя, за это их накажет площадка.
Вот, например, хотите вы купить золотое обручальное кольцо классическое шириной 4 мм 585 пробы, и начинаете сравнивать товары в выдаче маркетплейса. И видите: цена на совершенно одинаковые по дизайну кольца различается в 2, 3, а то и 4 раза. И тут нужно не хватать то, что дешевле, а проанализировать характеристики. И выясняется – чем дешевле стоит кольцо, тем меньше оно весит. А если сравнивать цену за грамм, так получается, тонкое продают дорого.
Золото можно раскатать очень тонко. Если вам колечко нужно только на день свадьбы, то можно купить и дешевую «золотую фольгу», еще и бухтированную. Но если вы намерены не расставаться с символом брака долгие годы, уже через несколько недель носки вы будете проклинать свою бережливость: кольцо не выдержит носки, погнется. А отзывы у кольца были положительные – восторг от выгоды покупки. Так что не идите по простому пути, не хватайтесь за чужое мнение: сравнивайте характеристики и узнавайте, чем чреваты отличия в них.
Обещанная ссылка на статью про сайты-отзовики: