«Все отзывы на сайтах или маркетплейсах – ерунда, их сами продавцы пишут. Я читаю только отзывы на независимых площадках. На IRecommend!». Именно это заявление знакомой заставило меня написать эту статью.
Что такое IRecommend и Отзовик.ру
Сайты IRecommend или Отзовик называют себя «форумами отзывов». По их заявлению, они публикуют отзывы реальных покупателей и пользователей услуг, независимых в своих оценках. В чём идея? Форумы-отзовики предлагают публиковать развернутые отзывы на товары и услуги, которыми пользовались авторы. Всё вроде бы честно и нужно верить. Вот только зачем люди тратят своё время на написание длинных текстов и подробную фотосъемку?
Условия размещения отзыва
По условиям площадок, текст отзыва должен быть не короче 500 знаков. По факту они намного длиннее, обычно от 2000 знаков. Каждая публикация должна снабжаться фотографиями – в том числе для подтверждения реального пользования описываемым продуктом. То есть на каждый текст уходит минимум час работы. Почему же огромное число людей тратят свои силы и время? Альтруисты, мечтающие помочь обществу?
Не совсем. Отзовики обещают плату за усилия. Работа на таких площадках рекламируется как лёгкий способ подработки в интернете. За просмотры отзывов начисляются деньги. Также их платят за ряд других действий на сайте, например, за «вербовку» других авторов – акция «Приведи друга». Всё это позволяет Айрекоменду и Отзовику приводить на сайты трафик, а с ним и рекламу.
Как и сколько зарабатывают на отзовиках
В интернете можно найти кучу откровений людей, которые зарабатывают на IRecommend бешеные деньги. Обычно к таким статьям прилагается ссылка на «Приведи друга». На эти промо-статьи ведутся люди, мечтающие о заработке в интернете. Начинается игра «заяц и морковка на веревочке».
Деньги за просмотры обещают платить только после того, как автор напишет определённое количество отзывов. Только после этого он может предложить отзовику подписать соглашение и начать получать по 5 копеек(!!!) за просмотр. Плата может быть больше в топовых разделах. Заработок может увеличиваться, если отзывы автора наберут определённое количество просмотров, лайков, комментариев. Начинается судорожная агитация друзей и знакомых на эти действия. Налаживаются связи внутри отзовика: ты мне лайкни и комментарий оставь, я тебе.
Почему идея о «честных и независимых» отзывах на отзовиках – это утопия
Что получается на деле. Оставив отзывы на всё, чем пользуется сам, оценив продукты, которым пользуются домашние, друзья, знакомые, автор исчерпывает темы для обзоров, часто так и не добившись монетизации, т.е. оплаты труда, или получив копейки. Выхлоп минимален. Вот комментарий к статье в Дзен на эту тему: «Я сама на Айреке теперь уже 4 месяца, написала 25 отзывов, заработала более 300 рублей. Мало? Да, мало, но с каждым месяцем доход растет, в июне я уже 150 заработала. Бросать не собираюсь». Что это, если не азарт?
Впадая в раж, мечтающие заработать авторы ищут новые способы заработать. Самое простое – описывать те продукты, на которые много запросов в интернете. В сети куча подсказок, о чём лучше написать на Айреке. От идеи «люди просто описывают то, чем пользуются каждый день», авторы отказываются очень быстро, ведь хочется монетизировать свой труд.
Борьба за просмотры
Чем больше просмотров, тем больше денег. Проблема в том, что на каждый популярный товар или услугу пишут отзывы и другие авторы. А нужно привлечь внимание к своему тексту. Так что в ход идут запрещенные приёмы. Например, кликбейтные заголовки.
Помимо кричащего заголовка для привлечения внимания также используются контрастные оценки: когда все товар очень хвалят, отзыв с одной или двумя звездами, безусловно, привлечёт внимание читателя. Так что, почему бы не стрендеть о какой-нибудь ужасающей аллергии или ином негативном воздействии продукта ради просмотров.
Сотрудничество с брендами
Когда история с неслыханными заработками не работает, но у автора есть заслуживающий доверие профиль, начинается «сотрудничество с брендами». Фирм, предлагающих посреднические услуги, сотни. Стоимость для заказчика – от 200 руб. Посредники вербуют авторов и заказывают у них обзоры.
В лучшем своём виде «сотрудничество с брендом» подразумевает такую вот услугу, когда на товар пишется заказной хвалебный отзыв. В чёрном виде такое сотрудничество оборачивается негативными оценками продукции конкурента. Ну, или скрытой (не слишком сильно) рекламой. Как понять, что отзыв – это чёрный пиар? В тексте обязательно будет назван бренд заказчика.
На Яндекс.Картах, например, упоминание в отзыве конкурентов является основанием для запроса о его удалении. А на Айреке пиарь по-чёрному сколько влезет, площадке всё равно.
Есть ли на отзовиках честные отзывы?
Отзывы на отзовиках – это отдельный большой бизнес, заработать много или хотя бы сколько-нибудь честному объективному автору крайне сложно. Поэтому процент ложной информации на Айреке и прочих, на мой взгляд, гораздо выше, чем в тех же отзывах на Яндекс.Картах или маркетплейсах.
На отзовиках вы найдёте отзывы:
- Честные и откровенные, действительно написанные людьми, которые пользовались продуктом. Только такие, как правило, будут внизу рейтинга. Ну и нужно понимать, что пишут их не эксперты, так что высказанное мнение субъективно.
- Написанные людьми, основная цель которых – заработок в интернете. Не факт, что описанный товар или услуга оценены объективно и действительно знакомы авторам. Зато такие отзывы будут в топе – они СЕО-оптимизированы, у них кричащие заголовки.
- Заказные, т.е. оплаченные брендами. Ну, тут уж какая объективность.
Я не призываю никогда не открывать IRecommend и прочие отзовики. Иногда информация на них бывает очень даже полезна: в стремлении написать отзыв подлиннее, авторы собирают максимально полную инфу о продукте. Но всё же относиться к выставленным оценкам следует более чем скептически. А верить в полную объективность точно не стоит.
Не отговариваю я и авторов. На курсах копирайтинга я советовала своим особо закрепощённым студентам начать писать на отзовиках, чтобы «набить руку»: преодолеть страх публикаций, научиться работать с семантическим ядром. Но я точно не советую рассматривать работу на них как «реальную возможность заработать».