Найти в Дзене

Ритм сердца как ритм жизни. Психологический разбор фильма "Аритмия"

В фильме нет гламурной картинки и чернушных кадров о безысходности повседневной жизни. Несмотря на жестокий реализм происходящего фильм не вгоняет в депрессию, а показывает жизнь во всей ее противоречивой сложности обыденной жизни и дарит надежду. "Аритмия", 2017г., Режиссер: Борис Хлебников Олег, главный герой фильма, предстаёт перед зрителем как инфантильный человек, застрявший в подростковом возрасте. Ведёт себя он совершенно несерьёзно. Пьёт, ведёт себя неприлично за столом у родителей жены, эмоционально неустойчив. В общем, портрет получается не очень приятный. Вот и его жена, Катя, устав от его несерьёзного поведения, предлагает: "Давай разведёмся!" Ну вот мы видим его как врача скорой помощи. Что мы чувствуем к главному герою? Восхищение! Здесь Олег — серьёзный взрослый человек. Он умный врач, умеющий быстро сориентироваться в сложной ситуации, принять правильное решение, взять на себя ответственность. Олег рискует, но продумано и осознанно. Умеет выдерживать накал негат
Оглавление
Кадр из фильма "Аритмия"
Кадр из фильма "Аритмия"

В фильме нет гламурной картинки и чернушных кадров о безысходности повседневной жизни. Несмотря на жестокий реализм происходящего фильм не вгоняет в депрессию, а показывает жизнь во всей ее противоречивой сложности обыденной жизни и дарит надежду.

"Аритмия", 2017г., Режиссер: Борис Хлебников

Подросток или взрослый?

Олег, главный герой фильма, предстаёт перед зрителем как инфантильный человек, застрявший в подростковом возрасте. Ведёт себя он совершенно несерьёзно. Пьёт, ведёт себя неприлично за столом у родителей жены, эмоционально неустойчив. В общем, портрет получается не очень приятный. Вот и его жена, Катя, устав от его несерьёзного поведения, предлагает: "Давай разведёмся!"

Ну вот мы видим его как врача скорой помощи. Что мы чувствуем к главному герою? Восхищение! Здесь Олег — серьёзный взрослый человек. Он умный врач, умеющий быстро сориентироваться в сложной ситуации, принять правильное решение, взять на себя ответственность. Олег рискует, но продумано и осознанно. Умеет выдерживать накал негативных эмоций, разрешает конфликтные ситуации с больными, обладает высоким уровнем эмпатии.

Кадр из фильма "Аритмия"
Кадр из фильма "Аритмия"

В рабочей обстановке мы видим вполне взрослого мужчину, настоящего профессионала. Как ни странно, эта часть его личности находится у Олега в тени. Он не чувствует себя успешным человеком и по-настоящему мужественным. Социум не обеспечивает ему успех и стабильность. Не зря Олег говорит жене, что денег не заработает, карьеру не построит. Его профессионализм не находит признания, напряжение не оплачивается адекватно, преданность врачебной этике не вознаграждается...

Откуда обесценивание себя?

Кроме отношения социума к его работе, есть в Олеге что-то и более глубинное, что снижает ценность его труда. Он часто сам обесценивает себя как взрослого мужчину и профессионала. Как будто он застрял эмоционально в подростковом возрасте. Как бы он ни рос профессионально и личностно в профессии, какая-то его часть психики всё это обесценивает и принижает.

Это его внутренняя отцовская фигура обесценивает все его достижения. Во внутреннем психологическом пространстве он находится в вечном сражении с отцовской фигурой. Не случайно отец Кати пытается его унизить, а он как будто специально ведёт себя провокационно и даже нагло. Внутри себя он ощущает себя мальчишкой, так как не получил отцовского признания.

Кадр из фильма "Аритмия"
Кадр из фильма "Аритмия"

У Олега есть сложности с принятием отцовской фигуры, а значит, с идентификацией себя как мужчины. Поэтому для Олега его профессиональные достижения находятся в тени. Он их не ценит и не черпает в них энергию. Его самоценность растворяется при соприкосновении с социальной действительностью.

Олег не умеет жить в определённых нормах и рамках. Он обходит их. Ему трудно жить в мире, в котором существует жёсткие правила. Для него они являются тем, с чем нужно непременно сражаться. Он бунтует как подросток. Бунтует против внутренней отцовской фигуры, проецирую ее на социальные нормы и правила.

Мужественность и эмоциональность

Нет у него устойчивости и в личных отношениях. Олег чувствует внутри себя мужскую недостаточность, поэтому ему трудно принять свою эмоциональность. Он пытается скрыть свои переживания, спрятать свои настоящие глубокие чувства. Главный герой отвергает их как что-то немужественное, то, от чего нужно отказаться. Но на самом деле его умение сопереживать — это его огромный ресурс как для врача, так и для человека. Его возможности оставаться живым и эмпатичным даже в стрессовых ситуациях важно и ценно как для его больных, так и для его жены.

Его неумение взаимодействовать со своим внутренним эмоциональным миром приводит его к эмоциональному выгоранию. Употребление спиртного становится средством выживания при огромных эмоциональных нагрузках. Спиртное становится для него средством адаптироваться в мире, где постоянными спутниками являются физические травмы и болезненные переживания.

Кадр из фильма "Аритмия"
Кадр из фильма "Аритмия"

Эмоции и чувства захлёстывают и затапливают главного героя. Олег не в состоянии всё это принять и разместить в своей психике. Как маленький ребёнок он пытается убежать от них и не чувствовать. Когда это невозможно, то борется с ними, так как они невыносимы для него. Как можно всё это вместить в своей душе, если каждый день болезни, смерть, пробки на дорогах и вечная гонка?

Но Олег все-таки пытается перерабатывать свои эмоции. Он постепенно учится говорить о своих чувствах и честно называть их. Рискуя, главный герой фильма пробует это делать в отношениях со своей женой. Он как ребёнок общается с ней будто с матерью. Сначала он делает это через действия: он хлопает дверью, уходит, убегает... Потом выговаривать нелепые слова, что-то мычит... Мы зрители, чувствуем, как это ему трудно. Для него сказать "люблю" — это непросто произнести слово, это соединить в одно целое глубокое искреннее чувство со словом, дать этому чувству быть, вытянуть из израненной души свои настоящие переживания. Это для Олега рискованный поступок. Но он учится выдерживать эту жизнь, не вытеснять и отвергать, а высказывать свои чувства.

Любовь как возможность повзрослеть и стать счастливее

Катя пишет Олегу: "Давай разведёмся", но на самом деле она не приняла решение о расставании. Это её крик отчаяния, это попытка взбодрить своего мужа, заставить его поменять поведение. Возможно, мне стоило бы здесь написать про деструктивные отношения, созависимые, даже абьюзивные. Мне кажется фильм не об этом.

Катя с Олегом встретились друг с другом и полюбили друг друга, чтобы помочь друг другу повзрослеть и стать более счастливыми. Это оказалось не так легко. Но они не расстаются. И не потому, что они созависимые, а потому что чувствуют друг другу глубокие чувства. Каждый из них поместил друг в друга свою инфантильную часть в надежде, что партнёр её подрастит и вернёт её во взрослом состоянии, поэтому они отчаянно ищут друг в друге поддержку.

Кадр из фильма "Аритмия"
Кадр из фильма "Аритмия"

Важно, что у Олега и Кати совпадают глубинные ценности. Это позволяет им оставаться вместе, когда больно и эмоции требуют разрыва. Катя бежит за Олегом по тёмным улицам, потому что чувствует, как ему плохо. Она знает, что он не желает причинить ей боль, он просто не умеет, не знает... Они вместе учатся преодолевать внутренние запреты и открываться друг другу. Несмотря на все свои скандалы, Олег и Катя, дорожать отношениями, потому что знают, как хрупка жизнь. Они пытаются выйти из кризиса, не разрушив друг друга, оставшись в отношениях.

Жизнь как возможность любить

Фильм заканчивается кадрами, где машина скорой помощи стоит в пробке, но затем она сворачивает вправо, и машины хоть нехотя, но уступают ей дорогу. В жизни есть безысходность, есть тоска невозможных желаний, но есть и возможности. Можно эти возможности не видеть и врать как та бабка, которая постоянно вызывает скорую помощь или пить водку и убегать от проблем... Но можно рискнуть и разглядеть возможности, резануть скальпелем, чтобы девочка сделала вдох и ожила... Или сказать: "люблю", когда надежды на отношения уже практически нет и любовь умирает... Но врачи знают, пока человек жив, любовь возможна...

Кадр из фильма "Аритмия"
Кадр из фильма "Аритмия"

В этом фильме дерутся, болеют, спасают, мучатся от любви, страдают от физической и душевной боли, умирают и спасают. Спасая других, пытаются спасти себя. В фильме всё вроде бы обыденно, всё без утонченной эстетики и философских рассуждений. Но смотришь фильм и пропитываешься простой, но такой важной истиной, что жизнь без любви невозможна как в личной жизни, так и в работе.

Это фильм про жажду жить и не отказываться от своих ценностей. А значит, от своих чувств!

Благодарю, что прочитали статью!

Психологический разбор фильмов | Психолог Лариса Пугачева | Дзен