Говоря о себе, представляя себя, подавляющее большинство людей подразумевают свою личность. Я — это личность. Весь свой ресурс, все свое время вкладываются в нее с самых ранних лет. Внешняя среда, социум весь заточен на обеспечение всем необходимым для этого, от момента рождения до, пока жива память. После смерти тела личность как бы продолжает существовать и влиять на тех, кто был так или иначе связан с ней. Поэтому память играет такую большую роль в жизни человечества. Поэтому так необходимы напоминания в виде дней рождений, семейных традиций, фотоальбомов, соцсетей, различных праздников, памятников, увековечивания дат великих людей как примера, к которому следует стремиться, чтобы стать очередным для последующего поколения или последующих поколений, если масштаб личности станет соответствующим.
Один только пример. Каждый год празднуется день рождения. Что это за праздник? Дата появления тела, на базе которого формируется в дальнейшем личность. Тело ребенка и тело подростка, не говоря уже взрослого человека, — это совершенно разные тела даже на клеточном уровне.
Вспомните, когда долго не виделся со знакомым детства, встречаешься и не можешь узнать его. Тело изменяется внешне по всем параметрам. В памяти остается опыт взаимоотношений, совместных переживаний не всегда в хронологическом порядке, и только. Тогда что мы празднуем? Генетику, родство, знание, что свое, плоть от плоти, как говорят? Вряд ли. Хотя, безусловно, материнский инстинкт существует, в отличие от отцовского, это врожденное чувство.
Празднование дня рождения имеет множество причин и целей для социума.
Во-первых, это напоминание о себе, возможность провести время со своими близкими и друзьями, которые заботятся о нас и желают нам счастья и радости.
Семейный праздник для родителей. Дети — это своего рода страховка, но не гарантия от внезапной или своевременной беспомощности рано или поздно. Как родители заботились о нас, когда нам было это необходимо, так и в последующем дети должны заботиться о родителях, когда им становится нужна помощь. Это считается общественной нормой.
Во-вторых, празднование дня рождения может служить напоминанием о том, что жизнь продолжается и что каждый из нас имеет свои достижения и цели. Синхронизация жизненных планов. Жизненные этапы в социуме обозначены: впитал основные нормы поведения вместе с общепринятой структурой ценностей, получил начальное образование, техническое или высшее, что означает стать специалистом. Параллельно проходя инициацию дееспособности в 18 лет, вступая в определенные права и обязанности. Потом семья, пенсия, ну, как бы и всё. Конечно, описание утрировано.
Возвращаюсь к дню рождения — это искусственно созданный социальный феномен.
Все праздники — это не только перерыв от обязательных работ, самое главное — это поддержание, укрепление социальных связей: частных, общественных, деловых, религиозных, культурных.
Личность — представитель тела в социуме. Все наблюдают тело, взаимодействуют с ним, опосредованно представляя личность. При первом знакомстве сразу не скажешь, что за персонаж перед тобой. Необходим опыт взаимодействия, порой длительный, чтобы сложилось мнение о человеке, и то сколько бывает ошибок, удивлений.
А для социума в большей степени важна предсказуемость — вот что ценится. На ней строятся все социальные взаимодействия.
Душа. Она в процессе развития личности постепенно уходит на задний план именно из-за давления социума и ее непредсказуемости. Личность управляема. Душа, по большей части, нет. Поэтому вкладываться в нее со стороны социальной природы невыгодно еще и потому, что она является дверью для рождения субъекта, для обнаружения своей истинной природы вне личности, а значит вне социума, то, что называется духовной природой.
Давайте коротко проследим процесс появления личности. Не будем углубляться в предродовой этап, хотя нейронная сеть начинает формироваться уже там, что говорит о связи с биологическим носителем.
Начнем с момента рождения. Первый значимый фактор — это имя, фамилия, отчество. С этого момента начинается путь конкретной личности в истории социума. Она начинает с невероятной скоростью обрастать социальными связями, которые активно принимают участие в создании индивидуума. Одно из определений личности — это совокупность социальных связей.
Тот, кто находится с первых дней рядом, уже своим присутствием влияет на этот процесс, за счет того, что как-то выражает свое эмоциональное отношение. А так как у зародыша личности еще не сформированы защитные механизмы, оценочные механизмы, то на языке подражания впитывается практически всё не через умственный фильтр, а психоэмоциональный и телесный. Основной критерий — приятно-неприятно.
До плюс-минус 18 лет личность формируется за счет энергии тела. Динамика малых групп, т. е. как я позиционируюсь в своем окружении, среди своих сверстников, опыт взаимодействия в различных ситуациях формирует характер личности. Обобщая, данность, так или иначе раскрытая в первом МЫ под названием «семья», продолжает свое развитие в появляющихся новых МЫ, таких как двор, детский сад, школа и т. д.
Психологи говорят, что где-то в трехлетнем возрасте впервые начинает проявляться самоидентификация, естественно, с привязкой к телу-имени — это я, всё остальное не я. Точка отсчета формирования таковости. Я такой.
Видя и считывая модели поведения взрослых, пробуя их в своем окружении, что-то закрепляется, что-то нет. Врожденные способности раскрываются в ситуациях. Отсюда чем разнообразней жизнь с малого возраста, тем вероятность обнаружить свои сильные и слабые стороны выше.
Таковость формируется за счет давления среды. В центре личности, самоидентификации находится я-концепция, самооценка, Эго, образ себя.
Какой я? Откуда он у нас, образ? Каждый может рассказать, когда его спросят, какой ты. Бессознательно человек в любой ситуации предъявляет образ себя и подсознательно ожидает от других оценки, хороший я или плохой.
Этот образ формируется за счет четырех составляющих.
Я, как Я. Каждый имеет свое собственное представление о себе. Я такой. Уж кого-кого, а себя-то я знаю. Уверенность в этом складывалась годами, получая подтверждение в том числе и от других, когда разные люди неоднократно говорили тебе, какой ты. И сама личность, вырабатывая навыки, самоутверждается в своей таковости. Я такой. Это образ себя для себя, т.е. как человек себя сам определяет.
Вторая составляющая. Я, как Мы. Откуда человек черпает сами примеры возможных образов, каким можно быть. Естественно, из окружения. Само окружение, как я уже говорил, состоит из групп, сообществ. Каждая группа формируется, на простом языке, по интересам. Мы фанаты, мы музыканты, мы одноклассники, мы автолюбители, мы верующие, мы команда, мы единомышленники и т.п. И в каждом таком Мы всегда есть свои идеалы, эталоны, авторитеты, лингвистические и поведенческие особенности среди артистов, футболистов, ученых, супергероев, которым хочется соответствовать.
Копируются их манеры, особенности поведения, речевые обороты и прочее. Личность как бы примеряет желаемый образ на себя. У кого-то совпадает желание стать, например, балериной, подражая известной Плисецкой, с собственными физическими данными, характером, волей, и возможно что-то может получиться в итоге.
Это образ других для себя, как пример для подражания.
Третья составляющая. Я, как Другой. Имея в своих представлениях пример образа для подражания и добавляя к нему свое, ведь невозможно абсолютно скопировать другого, личность хочет, чтобы окружающие видели ее именно такой, наделяя качествами, которых может и нет, но желаемыми.
Яркий пример первых свиданий. Посмотрите внимательно, как это происходит. Встречаются двое, он и она. Он выставляет перед ней образ себя для нее, играя именно теми качествами, которые должны произвести на нее впечатление. Она делает то же самое. Кто с кем общается в итоге? Образ с образом. Именно по этой причине через время вдруг слышишь: «Ты был другим или была другой», потому что некоторых качеств не было, кроме желания их иметь.
Здесь место творчества, место проб и ошибок, в результате которых проявляется индивидуальный, комбинированный свой стиль.
Следующая ключевая составляющая. Личность отождествляет себя со своим образом себя. Через этот образ человек, вступая в отношения, удовлетворяет свои потребности. Отношения могут складываться успешно или неуспешно, что формирует самооценку, т.к. успешность — это удовлетворение той или иной потребности, а значит, получение удовольствия и наоборот. Положительный результат — это плюс на самооценку. Отрицательный — минус. Если на чаше весов больше минусов в течение длительного времени, то самооценка будет заниженной. Человек будет чувствовать себя неуверенно.
Завышенная самооценка — это когда человек слишком высоко оценивает свои способности и качества, не учитывая своих недостатков или ошибок. Это может привести к тому, что человек будет принимать неправильные решения, полагаться на себя больше, чем на других людей, и страдать от недостатка уважения со стороны окружающих.
Еще раз. Это важно. Жизнь человека — это удовлетворение своих потребностей: биологических, социальных и идеальных (духовных). Реализуя их, человек и испытывает чувство удовлетворенности. Если потребность не удовлетворена, то возникает напряжение, негативная эмоция и раздражение или спортивная злость, азарт добиться своего. Это зависит от воли.
Воля. Есть нечто сущностное, что предопределяет судьбу конкретного человека. Какая-то сила уже изначально присутствует. Откуда она и какова ее природа, никто не знает, но она есть. Именно благодаря ей вопреки внешним условиям рождаются уникумы и гении. Но это уже другая история.
Личность — это один из моих инструментов, инструментов субъекта. Она наблюдаема, осознаваема, и с ней можно что-то делать. Она не более и не менее важна, чем тело или душа. У каждого из этих инструментов свое предназначение. Личность — наш представитель в социуме, коммуникатор и строитель отношений. Ум, мышление, интеллект развиваются на базе личности и являются необходимой и важной составляющей для саморазвития, самореализации. Но она может стать, и в большинстве случаев так и есть, препятствием для полного самораскрытия человека. Отождествленность со своей таковостью в отсутствии субъекта, рефлексии приводит только к большей зацикленности на своих представлениях, к отделенности от реальности. Любой конфликт — это и есть потеря связи с реальностью.
В свое время я увидел, что все мои проблемы были указанием на тот факт, что в какой-то момент в детстве я эту связь незаметно утратил, когда личность стала во главе угла. Решения уже принимались не душой, а умом, математикой, расчетом. В социуме это еще может срабатывать при наличии информированности, аналитического склада ума и склонности к риску. У жизни, у реальности язык другой. На этом языке разговаривает душа. Необходимо освоить этот язык, если есть интерес узнать, насколько глубока кроличья нора. Чего можно желать в жизни? Удовлетворенность жизнью в целом, не только ее социальной частью или биологической, но и духовной. Я же и есть часть биологической, социальной и духовной природы. Человек — тройственное существо.
Рожденный биологической природой, я раскрываю социальную и способен обнаружить свою духовность, таким образом развернув весь потенциал жизни, не останавливаясь на полдороге, как подавляющее большинство. И личность — ступенька на этом пути!