В эпоху лоукостеров и автобусов на дальние расстояния казалось, что ночным поездам в Европе не выжить. Медленные, дорогие, часто устаревшие – они стали символом романтической ностальгии, а не реального транспорта. Но все может измениться уже в 2027 году – благодаря амбициозному проекту Nox, созданному блогером и фанатом железных дорог Тибо Констаном, известному на YouTube как Simple Railway.
За плечами у Констана – более 400 ночных поездок по всему миру и почти 300 тысяч подписчиков, которых он завоевал подробными обзорами спальных вагонов – от японских капсул до российских купе.
Он не понаслышке знает, что именно раздражает пассажиров: чужие люди в купе, отсутствие уединения, шум, странные расписания, высокие цены и сомнительный сервис. Именно поэтому его новый проект Nox – не просто попытка «оживить» ночные поезда, а полное переосмысление их формата с нуля.
Новый стандарт путешествий ночью
На сайте авторы проекта объясняют: «Мы верим, что ночные поезда не должны оставаться в ностальгической нише. Они могут и должны стать неотъемлемой частью устойчивых путешествий на дальние расстояния. Для этого необходимо обеспечить уединение, удобство, эффективность и цены, сравнимые с авиабилетами».
Вместо типичных вагонов с общими купе – персональные номера. В каждом вагоне планируется три типа комнат:
Single Loft – одноместный номер с креслом и отдельной кроватью на верхнем уровне;
Double Loft – двухместный номер с аналогичным принципом, но с широкой двухспальной кроватью;
Double Vista – купе с нижней и верхней полкой, установленными вдоль движения, с возможностью трансформации в зону отдыха у большого окна. Чем-то похоже на боковые места в плацкарте, только, разумеется, это индивидуальная комната-купе.
Все кровати – длиной 2 метра, что особенно порадует высоких пассажиров. В номерах – полноценные кресла, стол, личное освещение, полки для багажа и возможность закрыться изнутри и снаружи, как в гостинице. Это не купе, а номер на колесах – приватный, компактный и удобный.
Почему это может сработать?
В отличие от классических операторов ночных поездов, которые опираются на устаревшую инфраструктуру и хаотичный парк вагонов, Nox идет по пути стандартизации. Все вагоны будут одинаковыми – это позволит упростить обслуживание, ускорить производство и снизить себестоимость.
Сооснователь проекта Янек Смалла – не новичок в транспортном бизнесе: он был одним из архитекторов FlixTrain и до 2024 года руководил немецким подразделением Bolt. Именно он отвечает за операционную часть – логистику, стандарты, маршрутную сетку и ценообразование.
Согласно концепции, все маршруты будут строиться по принципу авиасообщений: рейсы между крупными городами Европы, с вечерним отправлением и утренним прибытием. На старте – одна линия, но к 2030 году – более 35 направлений по всей Европе. Уже сейчас на сайте можно посмотреть интерактивную карту, включающую такие маршруты, как Берлин – Париж, Вена – Брюссель, Милан – Прага.
Цены обещают быть конкурентными: от 79 евро за одноместное купе и от 149 евро за двухместное. Стоимость будет зависеть от спроса, но разработчики обещают, что она никогда не превысит цену билета на ближнемагистральный рейс, а в ряде случаев будет даже дешевле.
Что уже сделано?
Компания уже зарезервировала вагоны, хотя не уточняется, идет ли речь о новых вагонах или подержанных. Сейчас команда работает над финальным дизайном интерьера и готовится к следующему раунду инвестиций, который должен состояться осенью 2025 года.
Сайт проекта предлагает вступить в клуб раннего бронирования Early Bird Club, чтобы получать новости первыми, воспользоваться скидками и участвовать в тестировании первых маршрутов. Также доступны 3D-визуализации купе, расценки и подробности маршрутов.
Особое внимание уделяется доступности для маломобильных пассажиров: уже в разработке специальные номера с входом на уровне пола, широкими дверями и удобными санузлами. Кроме того, каждый состав будет оборудован велоплатформами, а меню в пути будет включать напитки и закуски.
До запуска первых поездов остается два года. Этого времени должно хватить на тестирование, финансирование и сертификацию. Если Nox справится, то к 2027 году на европейских рельсах может появиться первый по-настоящему современный бренд ночных поездов – не ведомственный, не государственный, а частный, гибкий и ориентированный на клиента.
«Мы хотим, чтобы ночной поезд снова стал логичным выбором, а не компромиссом», – говорит Тибо Констан.
Что ж, у него есть и опыт, и харизма, и команда. Осталось только убедить Европу снова полюбить путешествия во сне.