Одна из премьер Театра Вахтангова в нынешнем сезоне – чеховский «Ионыч». О невозможности остаться человеком, если предал свою любовь, решил поговорить со зрителем режиссёр Олег Долин.
Театровед Дмитрий Трубочкинназывает Антона Павловича не только психологичным, но и игровым писателем, рассказы его – практически готовые сценарии, оттого режиссёры так любят их ставить как в театре, так и в кино.
А Олег Долин из тех постановщиков, что не себя стараются на первый план выдвинуть, а долго и глубоко изучают замысел автора, дабы донести до зрителя именно его смыслы. Чехов для Долина автор совершенно бездонный, и его «рассказика», по мнению режиссёра, хватает на серьёзный спектакль с лихвой.
Об «Ионыче» он думал ещё в годы учёбы в ГИТИСе, Театр Вахтангова такую возможность предоставил. «Здесь сошлись звёзды, - говорит режиссёр, - в бóльшей степени я пошёл от актёров, потому что для моей задумки были нужны такие артисты».
Известные поклонникам вахтанговцев актёры и вчерашние выпускники (курс Кирилла Пирогова) погрузились в историю о том, что без любви человек – не человек, а, как выразился исполнитель роли Дмитрия Старцева Юрий Поляк, только функция.
«Ионыч» Долина - очень своевременный разговор со зрителем о том, что жизнь без истинной любви, будь она даже самой удобной, комфортной и устроенной, совершенно бессмысленна, о том, что, заменив лучшее из возвышенных состояний карьерой или тугим кошельком, человек теряет предначертанное Богом предназначение и превращается в машину, предавая себя, разрушаясь и теряя всё доброе и святое.
И не будет света в конце, если человек, подобный Ионычу, с такой непомерной гордыней, но без огня внутри, не поймёт, что натворил. Команда спектакля, чётко идя за Чеховым, в этом старалась быть честной, не пытаясь выудить хоть какой-нибудь хэппи-энд.
«И ещё, - добавляет режиссёр, - обычно в таком расчеловечивании обвиняют общество, а мы пытаемся показать, что виноват не социум, а конкретный человек, который так поступает с другим. Отчего? Да, например, от нелюбви, ненужности».
Сам боится быть счастливым и другого лишает счастья. Простого человеческого счастья, которое, проходит мимо, а за ним и жизнь, и любовь, и ничего у человека так и не остаётся.
«Когда он любил, всё было прекрасно, он мог работать по 14 часов и не уставать, - напоминает Поляк. - А потом всё окрашивается болью, ему больно возвращаться в дом, где жила его возлюбленная. Тогда было прекрасно, а теперь всё омрачено очень неприятными воспоминаниями».
Бег от любви, отказ от себя настоящего и пагубное погружение в жизнь приземлённую, отказ взлететь и познать смысл и истинную радость жизни.
А рядом – контраст - те, кто всё-таки смог сохранить чувства и семейное счастье – родители Кати, у Долина это звучит тоже как необходимое назидание. Ведь можно же, можно!
«Они как петелька-крючочек, - считает исполнительница роли Веры Иосифовны Туркиной Мария Шастина. – И это несмотря на то, что разные, что моя героиня супруга где-то подавляет, но тем не менее, они, как сообщающиеся сосуды нераздельно связаны друг с другом, это просто лебединая песня».
Развёрнутый на сцене вроде бы маленький чеховский рассказ будит целую гамму чувств и говорит о смысле бытия.