Никогда не думала, что буду писать о семейных проблемах, но эта история так меня задела, что не могу молчать. Меня зовут Елена Петровна. Мне шестьдесят лет, я на пенсии. У меня есть единственная дочь Светлана, ей тридцать три года, замужем за Андреем уже восемь лет. У них растет четырехлетняя малышка Машенька - моя радость и отрада.
Должна сказать, что я всегда старалась не вмешиваться в жизнь молодых. Живут они отдельно, в своей квартире, что я только приветствую. Но когда нужна помощь с внучкой - никогда не отказываю. Бабушка же все-таки.
Все началось во вторник. Я сидела дома, читала книгу, когда зазвонил телефон. Светлана звонила прямо с работы, голос взволнованный:
— Мам, в садике у Машеньки заболел животик, воспитательница просит срочно забрать. Я никак не могу уйти. У нас сегодня важная презентация, директор убьет меня, если я сейчас исчезну. Поможешь?
Я, конечно же, всё бросила. Даже суп на плите выключить забыла - хорошо, что потом вспомнила. Оделась, взяла ключи от их квартиры - у меня есть запасные как раз на такие случаи, и помчалась в садик.
Машенька сидела в медицинском кабинете, бледненькая, жаловалась на животик. Медсестра сказала, что, скорее всего, что-то не то съела на завтрак дома. Я забрала внучку, привезла к ним домой, уложила в постельку, дала активированный уголь, заварила ромашковый чай.
Девочка быстро поправилась. Действительно похоже на то, что что-то не то съела. К обеду уже бегала по квартире как ни в чем не бывало. Мы поиграли в куклы, почитали сказки, порисовали. Я приготовила легкий супчик на обед, потом принялась за ужин.
Заглянула в холодильник - пусто. Пришлось сбегать в магазин, накупить продуктов. Приготовила наваристый куриный супчик, как любит Светлана, пожарила котлетки, сделала салат. Заодно прибралась немного. Пыль протерла, пол помыла, игрушки Машенькины собрала.
Светлана пришла домой позже обычного, около восьми вечера. Увидела накрытый стол, спящую дочку и чуть не расплакалась от благодарности:
— Мамочка, ты моя спасительница! Как бы я без тебя справилась?
Неловкая встреча с зятем
Мы с дочерью сели на кухне пить чай и разговорились по душам. Светлана рассказывала про работу, я - про соседей, обсудили планы на выходные. Время пролетело незаметно, я даже не заметила, как стало за окном совсем темно.
Было уже половина десятого вечера, когда в прихожей загремели ключи - пришел Андрей с работы. У него, кстати, ненормированный рабочий день, часто задерживается. Работает в строительной компании прорабом, деньги приносит хорошие, но домой приходит уставший как собака.
Зашел на кухню, увидел меня за столом, буркнул "Здравствуйте" и сразу направился в ванную комнату. Слышу - душ включил, плескался там минут двадцать. Потом вышел в домашних шортах, растянутой майке и недовольным видом.
Подошел к плите, заглянул во все кастрюли. Взял тарелку, налил себе супа, в другую положил котлету и салат. Разогрел суп в микроволновке и унес еду к себе в комнату, к компьютеру. Даже за стол с нами не присел.
Понимаю, что у молодежи сейчас свои порядки, не как в наше время было. Но неужели нельзя было пару слов сказать? Хотя бы поинтересоваться, как дела, как здоровье, как внучка себя чувствует. Всё-таки я ему не чужая тётка с улицы, а тёща, мать его жены. Да и целый день с его ребенком провела!
Прощание
Когда я собралась домой - было уже около почти десять - оделась в прихожей и попрощалась со Светланой. Она проводила меня до двери, мы ещёнемного поговорили.
Уже надевая ботинки, крикнула в сторону комнаты, где за компьютером сидел Андрей:
— Андрей, я поехала! Всего доброго!
— До свидания, Елена Петровна! — откликнулся он, даже не отрываясь от экрана.
И всё. Больше ни слова. А ведь мог бы выйти, проводить до двери как воспитанный человек. Или предложить переночевать - поздно уже было. Или, на худой конец, сказать: "Елена Петровна, давайте подвезу вас домой". На машине до моего дома всего десять минут езды, для него не составило бы труда.
Сначала я даже не расстроилась особо. Просто устала - день был тяжелый, мы со Светланой действительно заболтались допоздна. Вышла на улицу - а там дождь моросит, ветер холодный, темень кромешная.
Дорога домой
Теоретически можно было вызвать такси, но я принципиально на них не езжу. У меня есть подруга Галина Ивановна, которая в лихие девяностые села в частную машину, думала - такси, а попала в ужасную историю. Слава Богу, всё обошлось, но страху натерпелась на всю жизнь. С тех пор я только на общественном транспорте езжу или с хорошо знакомыми людьми.
Светлана, кстати, прекрасно об этом знает. Сколько раз я ей рассказывала про эту историю с Галиной Ивановной!
Дошла до остановки, посмотрела на расписание - автобус в мой район должен был быть ровно в 22:10, но его не было. Значит, ждать следующий. А следующий - только через 15 минут.
Стою на остановке, дождь мелкий, но противный, прямо за шиворот затекает. Ветер зонт выворачивает наизнанку. Холод собачий, ноги уже замерзли в осенних ботинках. И вокруг ни души - только фонари горят да где-то вдалеке музыка из ночного магазина доносится.
И тут, минут через двадцать, подходят двое - мужики пьяные, грязные, пьяные в хлам. Начали между собой выяснять отношения - кто кому денег должен, кто кого обманул. Голоса повышают, матом кроют друг друга, один другого толкнул.
Я потихоньку отошла к краю остановки, чуть в лужу не встала. Сердце заколотилось как бешеное, в висках застучало, голова закружилась. Думаю: "Господи, только бы меня не заметили, не начали приставать". В такие моменты понимаешь, какая ты беззащитная.
Автобус
Хорошо, что вскоре подошел автобус. Я живо вскочила, села в самый передний ряд рядом с водителем - там, считается, безопаснее всего. Тряслась всю дорогу как осиновый лист, то ли от холода, то ли от пережитого страха.
Водитель - дядька средних лет, видимо, заметил моё состояние:
— Что, бабуля, напугали алкаши? Сейчас их развелось - страсть! Особенно по вечерам активизируются.
Я только кивнула, говорить не хотелось. Пока доехала до своего дома - вся продрогла насквозь и промокла. Одежда мокрая, волосы из-под платка выбились, ботинки хлюпают.
Домой пришла уже почти в одиннадцать ночи. Сразу же включила горячую воду, набрала полную ванну и сидела там минут сорок, пока полностью не отогрелась. Потом выпила горячего чаю с мёдом и легла спать, но заснуть долго не могла. Всё прокручивала в голове эту ситуацию.
Разговор с дочерью
Утром проснулась с тяжелым чувством на душе. Весь день ходила расстроенная, а к вечеру не выдержала - позвонила Светлане:
— Светочка, хочу тебе сказать, что так не делается. Я вашего ребенка забрала из садика, целый день с ней просидела, лечила, играла, ужин приготовила, квартиру прибрала, а твой Андрей даже не предложил подвезти меня домой!
— Мам, ну ты же сама ничего не сказала... - осторожно начала дочь.
— Что я не сказала? — возмутилась я. - А что, твой муж не мужчина? Сам не мог сообразить? Видит - дождь на улице, темнота, пожилая женщина собирается ехать домой на автобусе в такое время. Нормальный человек сам предложил бы помощь!
— Мам, может, он просто не подумал...
— Не подумал! — перебила я. — А когда мне помощь нужна, должна сама напрашиваться? Я вам никогда в помощи не отказывала - и с ребенком сижу сколько надо, и в прошлом году денег на ремонт дала, и продукты часто покупаю...
— Ой, началось, — вздохнула Светлана. — Давай, мама, теперь перечисляй все заслуги с моего рождения! После таких разговоров вообще не хочется тебя ни о чем просить.
Обиделась. И не скрываю этого. Первой не звоню. Раз зятю наплевать на мои чувства, пусть теперь сам справляется и с ребёнком в том числе. Может быть, тогда поймет, какую помощь потерял.
Понимаю, что могла бы прямо попросить подвезти меня. Но разве нормальный воспитанный человек, мужчина, в конце концов, сам не догадается? Особенно когда видит - дождь, темно, а пожилая женщина собирается добираться домой на общественном транспорте..
Вот такая у меня история получилась.
И до сих пор не знаю - права ли я или действительно делаю из мухи слона?