Найти в Дзене
Renovatio

Ганнибал Лектер как лектор

Ганнибал Лектер уже давно стал культовым антигероем. Интеллектуал, монстр, каннибал, поедающий только «грубых», Il Monstro, которого многие понимают как санитара леса. Не желая здесь поднимать вопросы добра и зла, мне кажется интересным попробовать посмотреть на Ганнибала как деятеля культуры и эстета. В этом мне поможет один из разделов книги «Ганнибал» тетралогии Харриса, часть II, «Флоренция». В очередной раз изменив свой внешний вид, чтобы избежать преследования, и даже лишив себя шестого пальца — особого типа полидактилии, который сильно выделял Ганнибала среди прочих преступников — он примеряет новую личину исследователя и лектора, доктора Фелла. Деятельность Фелла со всеми подробностями не описывается — это было бы излишне для такого короткого романа, который посвящен вовсе не интеллектуальной культуре. Однако Харрис мастерски справляется с тем, чтобы показать нам Ганнибала в роли интеллектуала, — благодаря короткой лекции, посвященной Данте. Пока все самые знаменитые исследоват

Ганнибал Лектер уже давно стал культовым антигероем. Интеллектуал, монстр, каннибал, поедающий только «грубых», Il Monstro, которого многие понимают как санитара леса. Не желая здесь поднимать вопросы добра и зла, мне кажется интересным попробовать посмотреть на Ганнибала как деятеля культуры и эстета. В этом мне поможет один из разделов книги «Ганнибал» тетралогии Харриса, часть II, «Флоренция». В очередной раз изменив свой внешний вид, чтобы избежать преследования, и даже лишив себя шестого пальца — особого типа полидактилии, который сильно выделял Ганнибала среди прочих преступников — он примеряет новую личину исследователя и лектора, доктора Фелла. Деятельность Фелла со всеми подробностями не описывается — это было бы излишне для такого короткого романа, который посвящен вовсе не интеллектуальной культуре. Однако Харрис мастерски справляется с тем, чтобы показать нам Ганнибала в роли интеллектуала, — благодаря короткой лекции, посвященной Данте.

Пока все самые знаменитые исследователи Средневековья и эпохи Возрождения устраивались на стульях, доктор Лектер составлял в уме конспект предстоящей лекции. Тема лекции была: «‘Ад’ Данте и Иуда Искариот».

Начало рассказа — Пьетро делла Виньи, логофет Сицилийского королевства, который, подобно Иуде Искариоту, занимает место в дантовском аду. Причина, по которой Данте помещает делла Виньи в Ад — непомерная жадность, схожая с той, что подтолкнула Иуду на предательство. Далее Лектер ссылается на Иеронима и Оригена, которые по-разному интерпретировали прозвище «Искариот». Следующая мысль — уже в Античные времена жадность и смерть путём повешения взаимосвязаны. Самоубийство и жадность отождествляются Ганнибалом, и он заканчивает лекцию кратким замечанием о том, что рассуждение его неполноценно, поскольку ему требуется также разобрать комментарии сына Данте, Пьетро. К этим словам относится авторская сноска:

Лекция доктора Лектера в Студиоло основана по большей части на материалах замечательного исследования Энтони К. Кассела «Ужасное искусство справедливости Данте». (И это верно, поскольку многие аспекты лекции Ганнибала — такие как толкования Иеронима и Оригена — взяты из книги Кассела — а.и.)

Необходимо отметить, что лекция Ганнибала имеет функциональное значение. Он выбирает тему и образы для того, чтобы испугать своего противника, который решил проявить всё те же добродетели, что и предатели, описываемые Ганнибалом. Ведь коммендаторе Пацци, — служитель закона, который должен был отдать Лектора в руки правосудия, — решил продать его садистическому бизнесмену Верже. Возмездие свершится, — говорит ему Ганнибал, — я буду самой справедливостью. Однако Кассел в своем комментарии к Данте расставляет совсем иные акценты. В двух главах, содержательно посвященных этой истории, — третьей и четвертой, — он рассказывает нам биографию Виньи, а также повествует об особенностях христианского взгляда на историю Иуды. Для Кассела важно, что историю предательства Виньи можно реконструировать несколькими способами. Виньи сам говорит о том, что он не виновен в предательстве Фридриха:

Моих корней клянусь ужасной кровью,
Я жил и умер, свой обет храня,
И господину я служил любовью!

Невиновность Виньи — первая деталь, на которую необходимо обратить внимание. Его вина заключается не в предательстве, иначе бы Данте поместил его на девятый круг — рядом с Иудой и Брутом. Основной его грех — это самоубийство. Поэтому Ганнибал неправ, когда произносит:

Таким образом, Данте напоминает — с помощью звуков — о смерти Пьера делла Виньи и видит в ней смерть Иуды, поскольку это смерть за одни и те же преступления, — жадность и предательство.
Фото Мадса Миккельсена в качестве иллюстрации
Фото Мадса Миккельсена в качестве иллюстрации

Что тогда сближает Иуду и делла Виньи? Другой грех, алчность. Иначе читаем у Касселя:

То, что отрицают возражения Пьетро, символизм и аллегория безжалостно раскрывают как отрицательный exemplum: жадный, жестокий, тиранический персонаж, который убивает себя в стыде и отчаянии после того, как преследовал невинных и воровал из общей казны.

Именно по этой причине Пьетро становится новым Иудой. И это, конечно, значительно смещение акцента, поскольку для Ганнибала важным остается образ делла Виньи как предателя. Алчность саму по себе Ганнибал может простить, пока она не становится отвратительно неэстетичной. Однако предательство — постановку под удар — нет. Предательство становится причиной убийства для Ганнибала, не алчность. Однако именно алчность заставляет Данте поместить делла Виньи в Ад — терновник среди терновников — самоубийцу, который пошел на отрицание образа и подобия; преступника, который никогда не вернет своё тело в воскресении, поскольку он сам от него отказался.

Пойдем и мы за нашими телами,
Но их мы не наденем в Судный день:
Не наше то, что сбросили мы сами.

Таким образом, Виньи не предатель, в отличие от Пацци. Однако он является удобным двойственным историческим образом, на котором можно сыграть. И Ганнибал играет.

Александра Ильина (а.и.)