Почувствовать себя купчихой 19, а то и 18 или 17 века очень легко. Да-да, легко! Просто нужно поехать в Ирбит. Но при этом заранее заказать экскурсию в шарабане у Светланы Ураловой.
Мы с девочками так и сделали. С моей подругой Еленой Ильиной на экскурсию Светланы в первый раз мы попали в ноябре 2024 года. Ой, за Елену говорить не буду, но я-то точно в первый раз была. И испытала какой-то культурный шок. Вот честное слово! Признаюсь честно, если бы не Светлана, второй раз в Ирбит я бы не поехала.
На самом деле, город очень интересный. В свою первую поездку я была поражена, насколько здесь интересные музеи, сколько сохранившихся домов, которым лет сто, а то и все двести. Интересно прогуляться по улицам, поглазеть на архитектуру, неспешно побродить по залам музеев. Но...
Если вы попали на экскурсию к Светлане Ураловой, Ирбит прошлых веков оживет у вас на глазах. Запустится какая-то неведомая машина времени и вы попадете в Ирбит, в котором шумит и бурлит знаменитая Ирбитская ярмарка, дома неспешно, по секрету, открываю свои тайны, рассказывают были и легенды, манят заглянуть в окно, подсмотреть на ту жизнь, которую вели наши пра-прабабушки и пра-прадедушки.
В эту поездку мы заранее заказали экскурсию Светланы Ураловой в шарабане. Это нечто!
Молодой парень, извозчик (по-другому и назвать-то язык не поворачивается, именно ИЗВОЗЧИК, со всем моим уважением) Николай и скромная рабочая лошадка Звездочка бережно везли нас по узким и живописным улочкам Ирбита. Мы, как истинные любопытные туристы, усердно вертели головами из стороны в сторону, слушая неспешные и такие интересные истории города и о городе, о горожанах, которыми щедро делилась Светлана. И старые дом на глазах молодели. Они как будто открывали глаза и распрямляли сгорбленные плечи. Хитро подмигивали глазами-окошками, так и норовили шепнуть:
"А я еще и не то видал!"
С особой завистью я смотрела на дома, которые когда-то очень давно строились для учителей школ и гимназий. Так земство заботилось о педагогах. Ведь в Ирбите 17, 18 и 19 веков снимать квартиру 11 месяцев в году можно было за 1, 2, ну или 3 рубля в месяц. Но начиналась ярмарка, и все круто менялось. Стоимость арендных квартир взлетала до 150-200 рублей (могу быть не точна в цифрах, но суть именно такая — дорожали квартиры, и в разы!). Что бедному учителю делать? Куда податься? А хозяин арендной квартиры хотел во время ярмарки получить свой куш. Вот и заявлял квартиранту: либо 200 руб. плати, либо съезжай.
И вот чтобы учителя не попадали в такие ситуации, земство строило для них дома. Там педагоги и жили спокойно, не подвергаясь ярморочной конъюнктуре.
Эх, жаль, что не по всей России и не вовсе времена такая практика существовала... Скольким учителям жить было бы легче!
А мы неспешно ехали в шарабане по улочкам Ирбита. Прохожие восторженно махали нам руками, снимали фото и видео. Я даже не ожидала, что такое отношение так поднимает настроение.
Водители терпеливо пропускали нас на перекрестках. Или также неспеша ехали за нами, когда не было возможности нас обогнать. И ни разу никто не начал нервно сигналить, выражая недовольство, типа: "чего вы тут телепаетесь, а ну-ка пропустите немедленно!" Нет-нет, машины просто тихонько ехали за нами, терпеливо ожидая, когда правила дорожного движения и ширина улицы позволят нас обогнать.
Удивительно, право слово!
Я ехала в шарабане, смотрела на старые дома и чувствовала себя купчихой, которая никогда не ходила по Ирбиту во время ярмарки пешком, потому что уж больно дорогая обувь у нее была. И уж больно грязные улицы были в городе в разгар ирбитской ярмарки. А что? Ведь может быть, именно в таком же шарабане ездила та купчиха:) Вот и я теперь в шарабане, да по Ирбиту. Только ярмарки той знаменитой не хватает. Но памятью о ней дышит каждый уголок Ирбита. Главное, увидеть, услышать, сохранить, не растерять.
А в этот раз я просто фотографировала дома. Те, которые сохранились, те которые сохраняют.
Если мотоцикл — то "Урал"!
А вот тут уже личное, очень личное:)
Всегда буду помнить наш мотоцикл "Урал", зеленый, с коляской. Мы (я и младшая сестренка) с родителями жили в городе, а бабушка с дедушкой — в деревне. Минут 40 езды на автобусе.
Денег на машину у родителей не было. А вот мотоцикл — другое дело! Честно, не помню, когда он появился в нашей семье. Но появился. И как выручал! Весной, летом и осенью к бабушке с дедушкой в деревню мы ездили только на нем. Папа за рулем, мама позади него, а мы с сестрой в коляске. Безусловно, коляска рассчитана только на одного пассажира. Но нас-то двое! Задачка решалась легко. Я сидела на сиденье, а сестра — на полу коляски, прикрытая пологом. Как только мы подъезжали к посту ГАИ на выезде из города, сестренка быстренько пряталась в самый "нос" коляски". Благо, она была худая и маленькая, вполне там умещалась. И как только пост оставался позади, мы с ней вдвоем вольготно размещались в коляске, и уже не прятались до самого бабушкиного дома.
А как выручал мотоцикл в деревенской работе! Настоящий трудяшка! Чего только на нем не перевозили: сено с сенокоса, картошку с пашни, даже дрова при необходимости привезти могли. После его появления в нашей семье, мы не ходили пешком ни на покос, ни на пашню. Все он, мотоцикл "Урал"!
Конечно, мне очень хотелось попасть в музей Ирбитского мотоциклетного завода. В прошлый раз в Ирбит мы с подругой ездили с организованной экскурсией. И музея мотоциклов в программе не было. Но в этот-то раз мы сами по себе ехали. Поэтому в нашей программе этот музей был!
Положа руку на сердце, признаюсь, что не большая поклонница техники. Но не на секунду не пожалела, что мы сходили в музей мотоциклов. И очень хорошо, что взяли экскурсию!. С экскурсоводом нам повезло. О заводе и мотоциклах он рассказывал с такой любовью, что волей-не волей мы прониклись к этим железным коням.
А их в музее каких только нет! И "Уралы", и их предшественники, выпущенные заводом. И заграничные модели разных годов. И даже уникальный дизайнерский (как-то по-другому все это называется, но, к сожалению, я не запомнила как. Но это такие модели, которые собираются вручную и существуют в единственном экземпляре. Просто чтобы были:)) А еще и цирковые. Да-да, тот самый экземпляр, который выпустили по просьбе Юрия Никулина.
Таких мотоциклов выпустили всего три штуки. Этот был первым. Два остальных доработали по предложениям цирковых и передали в цирк. А этот экземпляр остался на заводе. А потом его передали в музей.
А еще оказывается, мотоцикл "Урал" четыре раза попал в книгу Гиннесса. Четыре мировых рекорда! Это вам не кот начихал:) На фото тот самый мотоцикл, на котором поставили мировой рекорд, попавший в ту самую книгу Гиннеса.
Стоит себе среди "жителей" музея есть скромный, мало чем отличающийся от своих собратьев мотоцикл "Урал" с коляской. Разве что его яркий красный цвет привлекает внимание. Но оказывается, этот тот самый "Урал", который участвовал в церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
Хоть я и не фанатка всякой, в том числе, мотоциклетной техники, но с таким удовольствием походила по залам музея и полюбовалась мотоциклами! Когда будете в Ирбите, обязательно зайдите в музей мотоциклов. А я еще немного фотографий тут оставлю:)
Кстати, на входе в музей всех встречает вот такой дружелюбный сотрудник. И сразу как-то настроение поднимается:)
Как бы я не подбирала слова, как бы не старалась передать ощущения и впечатления — не получится. В Ирбит надо съездить, и увидеть, почувствовать, проникнуться. Обязательно запланируйте поездку:)