Сегодня в канале — маленькая историческая заметка.
Поговорим про «Чайку» Чехова. Про тот самый болезненный провал на премьере в 1896 году. Про МХТ, Немировича, Станиславского. Про Чайку, которая сначала не взлетела — но однажды стала символом целого театрального века.
🕊 Присаживайтесь — сегодня про драму вне сцены. Пишите в комментариях, нравится ли такой формат?
«Без театра нельзя, нужны новые формы, а если их нет, то лучше ничего не нужно».
17 октября 1896 года в Александринском театре в Петербурге состоялась премьера новой пьесы Чехова — «Чайка». То, что сегодня считается вершиной мировой драматургии, в тот вечер обернулось катастрофой.
Постановку приняли враждебно. Зрители шумели, свистели, выражали недовольство. Главная исполнительница, Вера Комиссаржевская (Нина Заречная), дрожала и плакала за кулисами. По воспоминаниям современников, Чехов сидел в ложе бледный и опустошённый, ушёл из театра в сломленном состоянии, не дождавшись окончания.
В письме к Суворину от 18 октября 1896 года Чехов писал:
«Вчера была премьера. Успеха не было. Свистели… Утром я уехал из Петербурга. Не в настроении…»
В другом письме он отмечает:
«Я, кажется, окончательно бросаю писать пьесы. Это не моё…»
Пресса не пожалела «Чайку».
«Никчемная, глупая, никого не интересующая пьеса» — писал критик Куреннов.
«Чайка» — это туман: ничего не разберёшь» — вторил ему Юлий Айхенвальд.
А критик Писемский недоумевал: «Они говорят не то, что думают, и делают не то, что говорят».
Биографы отмечают: премьера 1896 года сильно повлияла на здоровье писателя. Он стал замкнутым, уставшим, испытывал нервную утомляемость.
Однако на этом история «Чайки» не закончилась. Спустя два года, в 1898-м, Московский Художественный театр (МХТ) под руководством Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко ставит пьесу заново. Это становится триумфом. Станиславский поначалу отказывался ставить «Чайку»: признавался, что не понимает пьесу. Чехов тоже не хотел её отдавать после провала в Петербурге.
Но Немирович-Данченко настоял. Он верил в Чехова — не просто как в автора, а как в нового, главного русского драматурга.
В роли Нины — актриса Ольга Книппер, будущая жена Чехова. Премьера прошла 17 декабря 1898 года в помещении Славянского базара. Спектакль приняли восторженно. Публика аплодировала стоя. Чехов на премьере не было, он получил телеграмму с поздравлениями. Позже писатель отправил Немировичу-Данченко подарок — золотой брелок в виде книги с надписью: «Ты дал моей „Чайке“ жизнь. Спасибо!»
Сам Чехов, хотя и был благодарен за успех «Чайки» в МХТ, позже признавался, что пьесу следовало бы играть как комедию, а не как драму.
Что же делает «Чайку» особенной? Почему именно она стала символом МХТ и русского театра?
Для современников 1896 года это была загадка — и, судя по отзывам, скорее недоумение. Зритель, привыкший к ярким сюжетам и чётким характерам, терялся в чеховской «недоговорённости».
Но именно в этом и было новаторство. Чехов впервые показал, что главное на сцене — внутренняя жизнь человека, паузы, невыраженное словами. Его герои не действуют — они живут, а вместо объяснений — молчание и подтекст. «Чайка» стала первой пьесой, где на сцену вышла обыденная, узнаваемая зрителю жизнь — со всей своей скукой, бессмысленностью, тревогой и ощущением усталости от самого существования. Здесь важна не столько история, сколько состояние — знакомая многим внутренняя опустошённость, вялое бессилие что-то изменить.
С серебряной чайкой, взмывающей в небо, начался и полёт самого МХТ. Художник МХТ Николай Климов вскоре после успеха предложил нарисовать на занавесе чайку как символ возрождения театра и его творческого полёта.
Тут можно бесплатно посмотреть запись спектакля «Чайка» в МХТ, постановка Олега Ефремова (4-ая постановка «Чайки» в МХТ). В ролях: Ирина Мирошниченко, Евгений Миронов, Вячеслав Невинный и другие.
P.S. 3 июля иду на Леди Макбет Мценского уезда. Конечно, напишу заметку в телеграм канале.