...в чём убедилась, побывав в мемориальной квартире в Санкт-Петербурге на Литейном проспекте.
Может, виной тому сам Некрасов, считавший себя "немодным" поэтом:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
А уж сейчас эта тема и вовсе не актуальна. И не в исторических реалиях только дело...
Но, оказавшись в квартире, в которой поэт, публицист, редактор Некрасов провёл почти 20 лет и в которой скончался, поняла, что очень мало мы про него говорим. А ведь во многом благодаря ему русская литература пошла по тому пути, который мы до сих пор считаем каноническим.
Да, многие пишут о том, что Некрасов сам жил как тот барин, к которому крестьяне ходили бить челом. Но, как говорится, есть нюанс..
Во-первых, эта роскошная квартира из 11 комнат была арендована. Лично Некрасову она не принадлежала.
Во-вторых, делил он ее в течение многих лет с семьёй Панаева (не будем углубляться в дебри личной жизни, не об этом сейчас речь).
В-третьих, и самое главное, только в такую квартиру могли прийти высокопоставленные "слуги закона", которых необходимо было расположить и задобрить, дабы была дарована свобода слова.
Когда-то в квартиру вели два входа, поскольку жили две семьи. Был еще флигель. Там же располагалась кухня. В другом флигеле Некрасов поселил молодого поэта Добролюбова.
Прихожая - это "врата" в одну из главных комнат - место сбора редакции журнала "Современник" (впоследствии здесь же собирались уже редакторы "Отечественных записок"). Зачем там чучела медведей -не знаю. Может, у самого Некрасова они тоже стояли, ввиду того что тот был страстным охотником.
Напомню, что журнал "Современник" -детище Александра Сергеевича Пушкина, который он основал незадолго до гибели. Быть поэтом и журналистом одновременно оказалось невероятно сложно.
Но у Некрасова, который совместно с Панаевым приобретает права на журнал у П.А. Плетнёва, друга и правопреемника Пушкина, опыт совмещения подобных ролей был. Кроме того, время Некрасова - это расцвет русской реалистической прозы. Имена Гончарова, Тургенева, Толстого, Герцена, Чернышевского привлекли к журналу внимание всей общественности и принесли ему популярность.
Почти двадцать лет журнал под редакцией Николая Алексеевича выходил в России. Мало того, он сделал его прибыльным и модным. Правда, для этого приходилось общаться с такими людьми, от которых во многом зависела судьба журнала.
Ну, что ваш батюшка? все аглицкого клоба
Старинный, верный член до гроба? - спрашивал язва Чацкий у Софьи.
Так вот эти "Фамусовы" вполне мирно проводили вечера у демократа и защитника крестьян Некрасова.
А хозяйкой всех этих вечеров была несравненная Авдотья Панаева -жена друга и соратника. Такой вот конфуз. Но хороша она в молодости была невероятно! А еще умна, умела себя держать в светских кругах, была настоящим соавтором Некрасова в написании романов (чем, собственно, изначально и зарабатывал Николай Алексеевич)
Комната Авдотьи, по-моему, самая красивая и элегантная в доме. Сложно сказать, как она выглядела в оригинале. Особенно, если учесть, что в конце жизни Некрасова не Авдотья была здесь хозяйкой, а единственная венчаная жена Николая Алексеевича - Зиночка (она же Фёкла Анисимовна). Однако, учитывая, что Фёкла была, скорее всего, из очень простой семьи, эстетика дома - дело рук Авдотьи Панаевой.
Комната же самого Николая Алексеевича - тоже очень просторная - несёт на себе следы последних лет жизни, когда поэт сильно болел. Здесь же портрет поэта кисти Крамского, который он писал с тяжелобольного человека, когда тому даже такое положение полулёжа давалось с трудом.
Есть в доме комната И. И. Панаева - как дань дружбе и поддержке. Как говорили некоторые современники: "Сначала Некрасов снимал только комнату в квартире Панаева, а затем самому Панаеву осталась только одна комната". Здесь же Иван Иванович и скончался 1862 году.
Как и положено в барском доме, кухня была вынесена во флигель, чтобы запахи готовящейся еды не нарушали общей атмосферы. А потому важной комнатой была буфетная
Хозяйство Некрасов и Панаевы вели совместное. Держали повара и кухарку, а также камердинера, который и подавал кушанья на стол.
А вот, собственно, и столовая. Точнее, обеденный зал.
Как вы понимаете, пригласить к обеду дюжину гостей - дело посильное.
Кстати, я обратила внимание на невероятно красивую резьбу на спинках кресел и стульев. На первый взгляд кажется, что это неудобно - опираться на деревянную резьбу. Но смотрители музея мои сомнения развеяли: такие кресла делались на заказ для очень состоятельных людей, а значит комфорт был на первом месте, не уступая красоте.
Еще одна маленькая комнатка поразила меня до глубины души - туалетная.
Говорят, став состоятельным человеком, Некрасов стал очень разборчив в одежде. Вероятно, привитый матерью тонкий вкус сказался впоследствии не только на работе литератора, но и на внешнем облике. Некрасова часто видели в сюртуках и жилетах самого модного образца.
Вот таким был человек, который стал властителем дум молодого поколения не только как поэт, но и как литературный и общественный деятель.
Два важнейших журнала той эпохи - "Современник" и "Отечественные записки" - во многом завесили от вкуса, мнения и редактуры Николая Алексеевича Некрасова.
Поэт скончался в возрасте 56 лет. Как заметила смотритель музея, индийские школьники, бывшие на экскурсии, сочувственно покачали головой, дескать, мало прожил. Наши же детки заявили, что нормально, старенький же уже был))
Конечно, годы голодной юности, каторжного труда, нервного истощения, необходимости вести светскую жизнь (бывало, Некрасов спал 3-4 часа в сутки) здоровья не прибавили.
Однако наследие, оставленное поэтом, писателем, журналистом, редактором, несомненно велико. А главное, велик вклад в развитие русской литературы, которая пошла по пути гуманизма, милосердия и внимания "к маленькому человеку" в том числе.
Будете в Петербурге, сходите обязательно!