Всегда забавно наблюдать, как одни и те же машины могут иметь совершенно противоположную репутацию. Взять хотя бы Kia Rio и Hyundai Solaris – казалось бы, надежные корейские автомобили, которые заполонили наши дороги с 2011 года. Доступные, симпатичные, экономичные. Что ещё нужно для счастья?
Но вот беда – стоит копнуть чуть глубже, и картина начинает меняться. Особенно если речь идет о покупке подержанного экземпляра. И дело здесь не в мелких болячках вроде скрипящих дверных ограничителей или слабых пыльников ШРУСов. Проблема куда серьезнее и касается самого гланого агрегата автомобиля – двигателя.
Недавно разговаривал с опытным мотористом, который занимается ремонтом корейских моторов уже больше десяти лет. И то, что он рассказал, заставляет всерьёз задуматься о покупке Rio или Solaris на вторичном рынке.
Главная угроза – разрушение катализатора
Начнём с самого неприятного. На двигателях G4FA (1,4 литра) и G4FC (1,6 литра), которые ставятся на Rio и Solaris, есть одна особенность конструкции, которая может стоить владельцу очень дорого.
Речь идёт о катализаторе, который расположен прямо вплотную к выпускному коллектору. По сути, это единая деталь – так называемый катколлектор. Казалось бы, экономия места под капотом, быстрый прогрев нейтрализатора для лучшей экологии. Но на практике такое решение оборачивается настоящим кошмаром.
Дело в том, что керамические соты катализатора на этих двигателях выполнены из крайне хрупкого материала. Рабочий элемент в виде двух цилиндров, расположенный внутри металлического бочонка, ломается и крошится буквально руками. На других автомобилях специалисты такого не встречают.
А теперь представьте, что происходит, когда этот хрупкий материал начинает разрушаться. При разрушении часть материала выдувает в выхлопную систему, часть остается внутри. Постепенно керамика накапливается в нижней части, мешая нормальному течению газов.
Но самое страшное начинается дальше. С дальнейшим ростом наступает момент, когда на фазе перекрытия (открыты впускные и выпускные клапаны) высокое обратное давление начинает забрасывать керамическую пыль в цилиндры.
Задиры цилиндров
И вот здесь начинается самое интересное. Керамическая пыль, попав в цилиндры, превращается в настоящий абразив. Оказавшись в цилиндре, пыль действует как абразив, образуя задиры. От их количества и глубины будет зависеть расход масла.
Причём процесс этот коварный. Сначала владелец может ничего не замечать. Машина едет, не дымит, масло вроде бы не жрёт. А потом – бац! – и начинается жор масла, дизеление на холодную, стуки в двигателе.
Было замечено, что в каршеринге, большое количество KIA Rio и Hyundai Solaris на малых пробегах страдали от жора масла. И причина оказалась именно в разрушении катализатора из-за резкого нагрева при холодном пуске.
Особенно печально, что проблема может проявиться на совсем небольших пробегах. На форумах можно найти массу примеров, когда двигатели "ложились" на 60-80 тысячах километров. А некоторые умудрялись доездиться до задиров уже на 25 тысячах!
Алюминиевый блок цилиндров с тонкими чугунными гильзами ремонту в этом случае не подлежит. Ведь алюминиевый блок-то одноразовый, не предусматривающий расточку в ремонтный размер и поэтому меняемый целиком (3000 долларов).
Как проверить двигатель перед покупкой
Теперь самое главное для тех, кто всё-таки решил рискнуть и купить Rio или Solaris с пробегом. Обязательно нужно проверять состояние мотора эндоскопом.
Для доступа к катализатору нужно выкрутить верхний датчик кислорода и заглянуть внутрь. Делать это лучше камерой (эндоскоп), которую можно купить в любом магазине техники или на маркетплейсе. Стоят такие от 900 руб.
Что искать при эндоскопии:
- Состояние керамических сот катализатора
- Наличие керамической пыли в нижней части коллектора
- Белые дорожки от пыли на стенках выпускного тракта
Если видим катализатор, смотрим что под ним. Присутствуют частицы керамики в нижней части - плохо. Нужно удалять.
Но эндоскопия катализатора – это только полдела. Обязательно нужно проверить и сами цилиндры. Без камеры рассмотреть можно только зону 1 и 4 цилиндра. Второго и третьего, более подверженных износу, не видно. Поэтому понадобится камера-эндоскоп для телефона.
Если на стенках цилиндров видны задиры – сразу отказывайтесь от покупки. Даже если продавец уверяет, что "машина не жрёт масло и работает нормально". Это временно. Скоро начнутся проблемы, и их устранение влетит в копеечку.
Что делать владельцам
Если вы уже купили Rio или Solaris, не спешите впадать в панику. Не все машины страдают этой проблемой. Не все корейские машины с такими двигателями страдают проблемой связанной с задирами, только определенная часть (по статистике около 1,5-2 процентов автомобилей от общего количества проданных).
Но профилактика не помешает:
- Следите за состоянием свечей и катушек зажигания. Пропуски зажигания – прямой путь к перегреву и разрушению катализатора.
- Не экономьте на качестве топлива. Плохой бензин ускоряет разрушение керамики.
- Обязательно прогревайте двигатель зимой. Все же оказались правы те автовладельцы которые прогревали свой автомобиль.
- Регулярно проверяйте катализатор эндоскопом, особенно после 100 тысяч километров пробега.
- При первых признаках проблем (падение тяги, дребезжание при нажатии газа) сразу обращайтесь к специалистам.
Стоит ли покупать
Честно говоря, покупка подержанного Rio или Solaris – это всегда лотерея. Как я понял, это лотерея. Кто-то может встать на 70-ти тысячах, а кто-то и до трех сотен доездит на родном катализаторе, хотя последнее скорее редкое исключение.
Если всё-таки решитесь покупать, то только после тщательной диагностики эндоскопом. И лучше рассматривать автомобили не старше 2014-2015 годов – после рестайлинга многие детские болезни были устранены.
А вообще, подумайте дважды. За те же деньги можно найти другие варианты без столь коварных проблем. Ведь покупка автомобиля должна приносить радость, а не головную боль из-за постоянного страха перед дорогостоящим ремонтом двигателя.
А что думаете вы? Сталкивались с подобными проблемами на своих Rio или Solaris? Или, может быть, вам повезло, и ваша машина ездит без проблем?
Поделитесь опытом в комментариях – всегда интересно узнать реальную статистику от владельцев.