Найти в Дзене

Как мы на самом деле читаем текст на сайте

Пользователи привыкли не читать тексты, а сканировать. Это подтвердило исследование Nielsen Norman Group: 79% пользователей просматривают страницу и выхватывают нужные куски информации, и только 16% читают каждое слово. Рассказываем в карточках, по каким паттернам люди просматривают страницы и как авторам это использовать. Перевод статьи в блоге Unisender Если в тексте нет подзаголовков и списков, то пользователь скорее всего будет фиксировать взгляд сверху и слева. Такое сканирование страницы схематично напоминает заглавную латинскую F. Взгляд перескакивает от заголовка к заголовку и выхватывает основную структуру. На графиках движения взгляда или на тепловой карте это выглядит как горизонтальные полоски, которые напоминают слои торта. Внимание фокусируется на отдельных словах: цифрах, активных глаголах, визуально выделенных элементах. Это поведение характерно для быстрого поиска ответов. Полное чтение текста от начала до конца. Редкий случай — встречается, если человек сильно заинте
Оглавление

Пользователи привыкли не читать тексты, а сканировать.

Это подтвердило исследование Nielsen Norman Group: 79% пользователей просматривают страницу и выхватывают нужные куски информации, и только 16% читают каждое слово.

Рассказываем в карточках, по каким паттернам люди просматривают страницы и как авторам это использовать.

Перевод статьи в блоге Unisender

F-паттерн

Источник: статья в блоге Unisender: https://www.unisender.com/ru/blog/idei/chtenie-v-internete
Источник: статья в блоге Unisender: https://www.unisender.com/ru/blog/idei/chtenie-v-internete

Если в тексте нет подзаголовков и списков, то пользователь скорее всего будет фиксировать взгляд сверху и слева. Такое сканирование страницы схематично напоминает заглавную латинскую F.

«Слоёный пирог»

Источник: статья в блоге Unisender: https://www.unisender.com/ru/blog/idei/chtenie-v-internete
Источник: статья в блоге Unisender: https://www.unisender.com/ru/blog/idei/chtenie-v-internete

Взгляд перескакивает от заголовка к заголовку и выхватывает основную структуру. На графиках движения взгляда или на тепловой карте это выглядит как горизонтальные полоски, которые напоминают слои торта.

Пятнистый паттерн

Источник: статья в блоге Unisender: https://www.unisender.com/ru/blog/idei/chtenie-v-internete
Источник: статья в блоге Unisender: https://www.unisender.com/ru/blog/idei/chtenie-v-internete

Внимание фокусируется на отдельных словах: цифрах, активных глаголах, визуально выделенных элементах. Это поведение характерно для быстрого поиска ответов.

Модель приверженности

Источник: статья в блоге Unisender: https://www.unisender.com/ru/blog/idei/chtenie-v-internete
Источник: статья в блоге Unisender: https://www.unisender.com/ru/blog/idei/chtenie-v-internete

Полное чтение текста от начала до конца. Редкий случай — встречается, если человек сильно заинтересован темой или ему нужно усвоить информацию, например, при подготовке к экзамену.

Как писать тексты, которые легко сканировать

✅ Делать чёткую структуру: заголовки, подзаголовки, списки, врезки.

✅ Выносить главное в начало: факты, ключевые тезисы — сверху.

✅ Поддерживать «визуальные якори»: цифры, маркеры, короткие блоки.

✅ Избегать однотипных фраз в начале строк — взгляд на них не задержится.

✅ Использовать маркированные списки. Желательно не больше 4-5 пунктов.

✅ Добавлять глаголы. Читатели лучше воспринимают предложения с глаголами, чем с причастиями, деепричастиями.

***

Подписывайтесь на канал «Дайджест копирайтера», чтобы каждый день получать подборки полезного контента для тех, кто пишет.