Найти в Дзене
Анастасия Богачёва

У велосипеда искусства слетела цепь обратной связи с обществом (c)

Есть такое выражение, что оставаясь наедине с природой, лучше ощущаешь связь с Богом. Неважно, какой религии этот Бог, важно, что природа своей невозмутимостью подчеркивает, как велик Он и как малы мы. Очень люблю в минуты отчаяния выйти в луг, лечь на спину и смотреть на облака. Они плыли до меня, плывут при мне и будут плыть после. И на фоне их медленного движения все проблемы кажутся мелкой суетой. И отчаяние уходит ("и это пройдет", да-да). Ничем, кроме Божьего провидения, объяснить такую трансформацию я не могу. Почему мозг не может то же самое сказать в квартире, где стены вообще не движутся? Почему логика соотношения физических скоростей не помогает в трудный момент тем, кто хорошо в этой самой физике разбирается? Нет ответа. К чему это я. А к тому, что людям всегда было любопытно: ощущение присутствия Бога есть, значит, Бог есть, а тогда как Он выглядит? И его стали изображать. В виде идолов и статуй, в виде икон и живописных полотен. Оказалось, так понятнее. Вместо тысячи слов

Есть такое выражение, что оставаясь наедине с природой, лучше ощущаешь связь с Богом. Неважно, какой религии этот Бог, важно, что природа своей невозмутимостью подчеркивает, как велик Он и как малы мы. Очень люблю в минуты отчаяния выйти в луг, лечь на спину и смотреть на облака. Они плыли до меня, плывут при мне и будут плыть после. И на фоне их медленного движения все проблемы кажутся мелкой суетой. И отчаяние уходит ("и это пройдет", да-да). Ничем, кроме Божьего провидения, объяснить такую трансформацию я не могу. Почему мозг не может то же самое сказать в квартире, где стены вообще не движутся? Почему логика соотношения физических скоростей не помогает в трудный момент тем, кто хорошо в этой самой физике разбирается? Нет ответа.

И.Шишкин. "Полдень. Окрестности Москвы. Братцево"
И.Шишкин. "Полдень. Окрестности Москвы. Братцево"

К чему это я. А к тому, что людям всегда было любопытно: ощущение присутствия Бога есть, значит, Бог есть, а тогда как Он выглядит? И его стали изображать. В виде идолов и статуй, в виде икон и живописных полотен. Оказалось, так понятнее. Вместо тысячи слов, да. Потом внезапно обнаружили, что чувства, которые переполняют в моменты ощущения Бога, можно выразить в музыке. Она вообще только про эмоции, так что еще больше понятно.

Потом обнаружили, что через скульптуру, живопись и музыку можно не только визуализировать, но переосмыслять. Словов умных хватало не всем, а вот мысли-ощущения есть у каждого, даже если он(а) не может их выразить теми самыми словами. А глядя на картину - скульптуру или слушая музыку - поймать созвучие. Гармонию. Смысл.

А потом что-то случилось. Нет, "искусствознатцы" до сих пор говорят про "живопись суть дочь, рожденная от отца-мифа и матери-вдохновения", но миф исчез, потому что наука докопалась до всего. Выяснила плотность облаков, скорость и направление ветра. Ладно, матери-одиночки в жизни встречаются, но... тут такое дело... можно вдохновения, как той погоды у моря, ждать долго, а купюры-монеты вот они, уже сейчас... а ребенка кормить-обувать надо... короче, не до вдохновения. Курсы по технологии написания книг, курсы по технологии живописи, курсы по технологии микширования звуков, о, а вот и ИИ, который это делает быстрее человека.

Это я свою книгу иллюстрировала. Сама я художник от слова "худо", поэтому воспользовалась ИИ
Это я свою книгу иллюстрировала. Сама я художник от слова "худо", поэтому воспользовалась ИИ

А люди не понимают, почему "новогодние игрушки стали фальшивые: блестки есть, а не радует". Почему краски есть, а смысла нет. Потому что исчез внутренний стержень искусства. И это не "отражение реальности", потому что если бы искусство ограничивалось бы только реализмом, то и воспевали бы сейчас культ потребления, какая разница, какую реальность отображать?

А не получается. Потому что без НЕматериального - мифа и вдохновения - искусства не бывает.