4 июня 1965 года произошло событие, которое сегодня кажется больше похожим на кадр из голливудского боевика, чем на реальную историю. Валентин Привалов пролетел на МиГ-17 прямо под аркой Коммунального моста. Почему эта история до сих пор волнует умы многих новосибирцев?
Пилот, который рискнул всем
Когда самолёт пронёсся над набережной, воздух содрогнулся от рева реактивного двигателя. «Я помню тот день, как сейчас. Мы с другом загорали на берегу. Вдруг всё вокруг замерло. Кто-то закричал: Самолёт! Смотрите! — рассказывает 78-летний Виктор Л., один из свидетелей тех событий. — Он летел так низко, что казалось — вот-вот заденет воду. А потом… исчез под мостом. Все стояли, как прибитые. Потом раздался гром аплодисментов».
Ещё один очевидец, Татьяна Ш., тогда студентка университета, добавляет: «Мы думали, что это учения. Но когда он вынырнул с другой стороны и взмыл вверх, мы поняли — это кто-то специально сделал. Это был не просто полёт. Это был вызов. Как будто кто-то сказал: „Смотрите, что можно сделать, если захотеть“. И никто не знал, что это будет стоить одному человеку карьеры, а другим — спокойствия в целом городе».
Валентин Привалов, капитан ВВС, родом из Подмосковья, служил в авиационном полку в Канске. Его биография — словно страницы из книги о советских героях: юность в аэроклубе, обучение в Армавирском училище, служба на Балтике. Но именно в Новосибирске, куда он прибыл на учения, его имя стало легендой.
По воспоминаниям Александра Каманова, автора воспоминаний о Привалове, лётчик давно хотел повторить трюк Чкалова. «Он говорил: „Под этим мостом я обязательно пролечу“. Он даже плыл под ним, чтобы понять высоту и расстояние между опорами. Он просчитал всё. Но одно дело — теория, другое — реальный полёт на скорости более 700 км/ч», — говорит Каманов.
Привалов зашёл на цель со стороны реки, строго по течению. За несколько секунд до входа в арку моста он выровнял машину, прошёл под ним всего в метре над водой и буквально ввинтился в небо, чтобы не задеть железнодорожный мост всего в 950 метрах. «Это была не просто смелость. Это был профессионализм на грани фантастики», — отмечает новосибирский краевед Константин Голодяев
На следующий день Привалова арестовали. Дело передали лично маршалу Малиновскому, министру обороны СССР. «Он называл это чкаловщиной, — рассказывает Елена Щукина, директор музея Новосибирска. — То есть, по сути, это был уже известный термин для опасных, но красивых поступков лётчиков. Малиновский мог отправить Привалова под трибунал. Но вместо этого он просто дал ему десять дней отпуска и приказал больше так не делать».
Тем не менее, партийное руководство не могло оставить это безнаказанным. Привалова исключили из партии, командира части и политрука тоже наказали. Однако вскоре решение отменили — первый секретарь Новосибирского обкома Горячев лично вмешался и ходатайствовал за лётчика перед Брежневым.
Легенда или вымысел
Сегодня в музеях и книгах можно найти одну-единственную фотографию, якобы запечатлевшую момент пролёта. Но это не фото, а коллаж, созданный дизайнером музея Евгением Социховским. «Масштабы самолёта преувеличены, угол полёта — явно не реальный. Это была попытка визуализировать историю, но не документировать её», — объясняет Голодяев.
Интересно, что факт самого полёта долгое время подвергался сомнению на Западе. В 2007 году сайт Snopes.com, специализирующийся на проверке городских легенд, назвал эту историю «ложью». Однако позднее они частично пересмотрели своё мнение, ссылаясь на сохранившиеся записи в советской прессе и показания современников.
Прошло почти шестьдесят лет, но память о том полёте живёт. Современные новосибирцы относятся к этой истории по-разному. Для одних — это просто красивая легенда, для других — важная часть культурного наследия города.
«Для меня это пример того, как один человек может стать символом города. Ни одна реклама Новосибирска не работает так, как эта история», — делится мнением 28-летний Максим.
«Мне кажется, что в те времена были другие люди. Они верили в себя, в свои силы. Сегодня бы такого лётчика сразу забанили бы в соцсетях», — добавляет студентка Анастасия.
Более старшее поколение видит в этом ещё и напоминание о времени, когда героизм и смелость ценились выше правил.
«Может быть, и глупо было, но это был поступок. Сейчас таких уже нет», — говорит пенсионер Валерий П.
Почему эта история важна
Полёт Привалова — не просто экстремальный трюк. Это символ эпохи, когда границы возможного постоянно расширялись. Это рассказ о человеке, решившем, что правила могут быть нарушены ради чего-то большего — искусства полёта, мастерства, внутреннего вызова.
Сегодня, когда всё регулируется, всё контролируется, история Привалова звучит как напоминание: иногда нужно рискнуть, чтобы доказать себе и миру, что ты можешь. Именно поэтому она не уходит в прошлое, а продолжает жить в памяти и сердцах новосибирцев.
Ранее мы сообщали о том, что Новосибирск станет мостом между Россией и КНДР.
Ушедшая романтика: как Новосибирск навсегда потерял фирменный поезд «Сибиряк»
Читайте также:
Без лишней помпы: как в Новосибирске отпраздновали День Победы
Названы самые сложные темы ЕГЭ по истории в Новосибирске
Новосибирцам на заметку: поздний отход ко сну может устроить снижение памяти