Найти в Дзене
Atas.info

Полёт сквозь историю: как простой лётчик стал легендой Новосибирска

Оглавление

4 июня 1965 года произошло событие, которое сегодня кажется больше похожим на кадр из голливудского боевика, чем на реальную историю. Валентин Привалов пролетел на МиГ-17 прямо под аркой Коммунального моста. Почему эта история до сих пор волнует умы многих новосибирцев?

    Автор: Коллаж Евгения Социховского, сделанный по заказу Музея Новосибирска. Источник: masterok.livejournal.com/1398289.html
Автор: Коллаж Евгения Социховского, сделанный по заказу Музея Новосибирска. Источник: masterok.livejournal.com/1398289.html

Пилот, который рискнул всем

Когда самолёт пронёсся над набережной, воздух содрогнулся от рева реактивного двигателя. «Я помню тот день, как сейчас. Мы с другом загорали на берегу. Вдруг всё вокруг замерло. Кто-то закричал: Самолёт! Смотрите! — рассказывает 78-летний Виктор Л., один из свидетелей тех событий. — Он летел так низко, что казалось — вот-вот заденет воду. А потом… исчез под мостом. Все стояли, как прибитые. Потом раздался гром аплодисментов».
Ещё один очевидец, Татьяна Ш., тогда студентка университета, добавляет: «Мы думали, что это учения. Но когда он вынырнул с другой стороны и взмыл вверх, мы поняли — это кто-то специально сделал. Это был не просто полёт. Это был вызов. Как будто кто-то сказал: „Смотрите, что можно сделать, если захотеть“. И никто не знал, что это будет стоить одному человеку карьеры, а другим — спокойствия в целом городе».

Валентин Привалов, капитан ВВС, родом из Подмосковья, служил в авиационном полку в Канске. Его биография — словно страницы из книги о советских героях: юность в аэроклубе, обучение в Армавирском училище, служба на Балтике. Но именно в Новосибирске, куда он прибыл на учения, его имя стало легендой.

По воспоминаниям Александра Каманова, автора воспоминаний о Привалове, лётчик давно хотел повторить трюк Чкалова. «Он говорил: „Под этим мостом я обязательно пролечу“. Он даже плыл под ним, чтобы понять высоту и расстояние между опорами. Он просчитал всё. Но одно дело — теория, другое — реальный полёт на скорости более 700 км/ч», — говорит Каманов.

Привалов зашёл на цель со стороны реки, строго по течению. За несколько секунд до входа в арку моста он выровнял машину, прошёл под ним всего в метре над водой и буквально ввинтился в небо, чтобы не задеть железнодорожный мост всего в 950 метрах. «Это была не просто смелость. Это был профессионализм на грани фантастики», — отмечает новосибирский краевед Константин Голодяев

На следующий день Привалова арестовали. Дело передали лично маршалу Малиновскому, министру обороны СССР. «Он называл это чкаловщиной, — рассказывает Елена Щукина, директор музея Новосибирска. — То есть, по сути, это был уже известный термин для опасных, но красивых поступков лётчиков. Малиновский мог отправить Привалова под трибунал. Но вместо этого он просто дал ему десять дней отпуска и приказал больше так не делать».

Тем не менее, партийное руководство не могло оставить это безнаказанным. Привалова исключили из партии, командира части и политрука тоже наказали. Однако вскоре решение отменили — первый секретарь Новосибирского обкома Горячев лично вмешался и ходатайствовал за лётчика перед Брежневым.

    Автор: из личного архива Валентина Привалова Источник: https://rodina-history.ru
Автор: из личного архива Валентина Привалова Источник: https://rodina-history.ru

Легенда или вымысел

Сегодня в музеях и книгах можно найти одну-единственную фотографию, якобы запечатлевшую момент пролёта. Но это не фото, а коллаж, созданный дизайнером музея Евгением Социховским. «Масштабы самолёта преувеличены, угол полёта — явно не реальный. Это была попытка визуализировать историю, но не документировать её», — объясняет Голодяев.

Интересно, что факт самого полёта долгое время подвергался сомнению на Западе. В 2007 году сайт Snopes.com, специализирующийся на проверке городских легенд, назвал эту историю «ложью». Однако позднее они частично пересмотрели своё мнение, ссылаясь на сохранившиеся записи в советской прессе и показания современников.

Прошло почти шестьдесят лет, но память о том полёте живёт. Современные новосибирцы относятся к этой истории по-разному. Для одних — это просто красивая легенда, для других — важная часть культурного наследия города.

«Для меня это пример того, как один человек может стать символом города. Ни одна реклама Новосибирска не работает так, как эта история», — делится мнением 28-летний Максим.
«Мне кажется, что в те времена были другие люди. Они верили в себя, в свои силы. Сегодня бы такого лётчика сразу забанили бы в соцсетях», — добавляет студентка Анастасия.

Более старшее поколение видит в этом ещё и напоминание о времени, когда героизм и смелость ценились выше правил.

«Может быть, и глупо было, но это был поступок. Сейчас таких уже нет», — говорит пенсионер Валерий П.
    Автор: из личного архива Валентина Привалова Источник: https://rodina-history.ru
Автор: из личного архива Валентина Привалова Источник: https://rodina-history.ru

Почему эта история важна

Полёт Привалова — не просто экстремальный трюк. Это символ эпохи, когда границы возможного постоянно расширялись. Это рассказ о человеке, решившем, что правила могут быть нарушены ради чего-то большего — искусства полёта, мастерства, внутреннего вызова.

Сегодня, когда всё регулируется, всё контролируется, история Привалова звучит как напоминание: иногда нужно рискнуть, чтобы доказать себе и миру, что ты можешь. Именно поэтому она не уходит в прошлое, а продолжает жить в памяти и сердцах новосибирцев.

Ранее мы сообщали о том, что Новосибирск станет мостом между Россией и КНДР.

Ушедшая романтика: как Новосибирск навсегда потерял фирменный поезд «Сибиряк»

Читайте также:

Без лишней помпы: как в Новосибирске отпраздновали День Победы

Названы самые сложные темы ЕГЭ по истории в Новосибирске

Новосибирцам на заметку: поздний отход ко сну может устроить снижение памяти