Во всех возможных публикациях о Великой Отечественной войны утверждается, что принятая на вооружение накануне войны "Катюша" оказалась очень удачным оружием, это была первая реактивная система залпового огня Красной Армии.
Опытные 82 мм и 132 мм ракеты на бездымном порохе создали в конце 1920-х гг.
В 1935 г. был заключен договор между Реактивным НИИ и Автобронетанковым управлением РККА. Должна была быть создана реактивная установка на 10 ракет на базе БТ-5.
В 1937 г. приняли на вооружение ракетный снаряд РС-82 калибра 82 мм, а в следующем РС-132 на 132 мм. Они предназначались для запуска с самолетов.
Первые боевое применение 82-мм ракет произошло на Халхин-Голе. 132-мм РС применили уже в Финляндии.
19 февраля 1940 г. выдается авторское свидетельство на реактивную установку на 16 ракет.
Пусковая установка использовала не РС-132, а удлиненные М-13.
Пусковую установку назвали почти как ракеты БМ-13, ее производство развернули в Воронеже (завод имени Коминтерна) и Москве (завод "Компрессор"). Снаряды выпускал столичный завод имени Ильича.
Появилась БМ-8, у неее было уже 36 снарядов, но это были 82-мм М-8.
Первая в СССР часть реактивной артиллерии - особая батарея реактивного действия капитана Флерова, она насчитывала 198 человек, одна легковушка, 144 грузовика, 7 специальных машин, 7 ЗИС-6 с пусковыми установками БМ-13 и 152-мм гаубица для пристрелки.
14 июля 1941 г. батарея нанесла удар по Орше, там находились не эвакуированные эшелоны с советским оружием и боеприпасами. Там же накапливалось немецкое подкрепление.
112 осколочно-фугасных снарядов с 5 кг зарядами разнесли железнодорожную станцию.
После успешного боевого применения начались формироваться не батареи, а целые полки гвардейских минометов.
На фронте реактивную установку прозвали "Катюша".
4 августа 1941 г. появился первый гвардейский полк, а 8 августа утвердили штат такого полка из 3-4 дивизионов, в каждом дивизионе по три батареи, а каждой батарее по 4 боевые машины.
Для защиты от налетов авиации в штате полка появятся зенитные средства.
Создали отдельный Наркомат минометного вооружения, который просуществовал до 1946 г. Он производил пусковые установки. А Наркомат боеприпасов производил реактивные снаряды.
Для БМ-13 создали отдельный род войск, который подчинялся Ставке Верховного Главнокомандования.
Для стрельбы уже не на 8 км, а на 12 км создали снаряд М-13 ДД.
М-13 был не один, более тяжелый М-20, запускали только с верхних направляющих.
Поскольку нужно было разрушать укрепления в 1942 г. был создан 300-мм реактивный снаряд М-30, у него была увеличенная боевая часть, но поскольку он летел только на 2,8 км, создали М-31 с более совершенными аэродинамичными обводами, он летел на 4,3 км.
Шасси для "Катюши" менялось, сначала это был 4-тонный ЗИС-6, затем трактор СТЗ. По ленд-лизу стали поступать 5-тонные "Студебеккеры" первые в мире грузовики с тремя ведущими мостами, они стали базой "Катюш".
Всего поставили около 200 тыс. "Студебеккеров" US6.
"Студебеккер" в 1944 г. стал базой и для БМ-31-12 с реактивными снарядами М-30/31.
Более легкие БМ-8 ставили на шасси танков Т-40 и Т-60, железнодорожные платформы, бронекатера и даже на дрезины.
Основным шасси М-8 был ленд-лизовский "Форд Мамонт Хэррингтон".
В начале войны "Катюши" были как нельзя кстати, если обычная артиллерия ехала со скоростью пешехода на тихоходных тракторах СТЗ, то гвардейские минометы могли по грунтовке в нужный момент доехать до поля боя и отстреляться.
Под Курском удар "Катюш" остановил наступление "Лейбштандарта".
Даже в Берлине по Рейхстагу выпустили в решающий момент боя несколько М-30.
Немцы осенью 1941 г. захватили и "Катюшу" и снаряды.
Главной загадкой для немцев стали большие пороховые шашки для ракет, они были диаметром 40 мм с центральным каналом 8 мм и длиной примерно 550 мм. Семь шашек были уложены в ракетной камере, шесть по кругу, а одна в центре. 42,5 кг снаряд летел на дальность до 8,5 км.
Большой проблемой для СССР стали пороха для реактивной и обычной артиллерии и минометов.
В период сотрудничества с веймарской Германией СССР не догадался купить у немцев технологию производства дегликелевых порохов.
Был пироксилиновый порох из древесной целлюлозы. Для артиллерии он не годился.
Нитроглицериновый балиститный порох требовал стабилизатор химической стойкости "централит", его до войны закупали в Румынии. Английский корабль с централитом идущий в СССР немцы утопили.
Немцы предположили, что в СССР шашки делают с помощью гидропресса большой мощности. Они знали, что такой есть у англичан, его негласно прозвали "мамонт-пресс". Высотой он был в 4 этажа и был сложен в эксплуатации.
Руководство СССР до войны даже договорилось о покупке "мамонт-пресса", импортная шашка была центральной в камере ракетного снаряда.
Немецкая разведка начала искать на пороховых заводах высокие промышленные здания, чтобы их разбомбить. Но английского пресса в СССР не было.
Видный специалист по порохам А. С. Бакаев приспособил вместо пресса усиленный непрерывный макаронный шнек-пресс, к нему разработали специальный раструбный формирующий инструмент с обогревающей рубашкой. На выходе постоянно вылезала "кишка" заданного диаметра с центральным каналом. Ее нужно было разрезать на шашки нужной длины и охлаждать водой. Производительность по сравнению с гидропрессом выросла в 8 - 10 раз.
Спецрежим, дисциплина и ответственность не оставили ни одного шанса немецкой разведке.
Бакаев нашел и замену централиту, в конечном итоге остановились на оксиде магния. Из-за чего отечественные шашки сгорали быстрее импортной, после чего ее заменили на свою.
По технологии Бакаева построили в годы войны еще 6 новых пороховых заводов.
Всего изготовили 14 млн комплектов реактивных снарядов для "Катюши".
Были у отечественных ракет и недостатки, горение пороха в шашках было неравномерным, что приводило к низкой кучности М-8 и М-13. При дальности стрельбы 3 км, отклонение по дальности составляло 257 м, а боковое - 51 м.
Командованию СС приглянулись 82-мм М-8 и фирма "Шкода" получила задание их скопировать. В 1942 г. были созданы реактивные снаряды 8 cm R.Sprgr. Фактически это был новый снаряд, который только внешне походил на М-8.
На базе М-13 "Шкода" создала для СС и люфтваффе целый ряд 15-см ракет с косопоставленными крыльями.
К тому же у немцев уже были свои реактивные системы "Небельверверы".
Эффективность они показывали хорошую.
"Внезапно позади нас раздался рев, и над нами с бешеным визгом пронёсся десяток снарядов из шестиствольных минометов. Это задержало атаку русских. К тому же наша противотанковая пушка поразила ещё два танка. Я тотчас же погнал связного к батарее шестиствольных минометов с просьбой поддержать нас огнём. Командир батареи передал, что дивизия отведена на новый рубеж и что он расстрелял свои последние боеприпасы. Он приказал уничтожить минометы и отходить в расположение дивизии.
Однако наше сопротивление и внезапный залп шестиствольных минометов, видимо, создали у противника ложное впечатление, будто он здесь имеет дело с сильными подразделениями".
Немецкие системы были точнее, но и дальность была меньше. И они не были такими массовыми, как советские.
Теперь о боевой ценности "Катюш" и "Андрюш".
132-мм снаряды М-13 производили опустошение в рядах не укрытой пехоты.
300-мм М-30 "Андрюши" могли использоваться даже против укреплений.
Большим преимуществом "Катюш" и "Андрюш" было их массированное применение, что делает их оружием Победы.
Спасибо за прочтение.