Пока в мире мракобесия обсуждают очередные «пророчества» старца Авеля и «новейшие» предсказания Ванги на 2025 год, нормальные люди берут книги писателей-фантастов и удивляются, откуда они знали, как у нас всё будет сегодня.
Конечно, какой-то один писатель всё не угадал, но вместе они породили целый жанр в литературе, который популярен до сих пор — антиутопии.
Антиутопии рассказывают нам о будущем человечества. О том как люди будут уживаться в современном мире, о том как правители будут использовать современную науку и технологии для манипуляции сознания населения.
Они говорят нам о многом...
Сегодня я не могу не вспомнить эпизоды из книги Оруэлла «1984», а именно постоянную атаку СМИ. В том мире идёт непрерывная война континентов. Каждый день людям высыпают целую гору тревожных новостей, но с положительным уклоном, мол, сколько там наши сбили самолётов, сколько предотвратили налётов ракет врага на нашу территорию.
И так далее.
Эти новости сыпятся в том мире бесконечно. К концу книги ты понимаешь, что, может быть, и войны-то никакой там и нет. Или она есть, но создана она не для того, чтобы что-то защищать или предотвращать, а чтобы люди, живущие в состоянии постоянной тревоги, переставали думать о том, что на самом деле происходит в мире. Чтобы они бесконечно обсуждали новости, выливали ненависть на невидимых врагов (которых в лицо никогда не видели) и, конечно, ждали светлого будущего, которое вот-вот наступит.
Что-то Оруэлл предугадал в точности, где-то нет. Но важны не детали, а сам факт, что это может происходить в современном мире. Большой брат существует, и ты уже никуда от него не спрячешься. Он сидит в каждом доме, в каждом устройстве на улице и в магазине. Он уверяет, что улицы стали безопаснее, а люди счастливее.
Но так ли это? Что нам показали антиутопии?
Оруэлл со своими телекранами, конечно, был молодец. Но мог ли он представить, что мы САМИ будем носить эти «телекраны» в карманах, радостно сообщая миру, что мы едим на завтрак, где отдыхаем и как сильно любим котиков?
А камеры на каждом углу, распознавание лиц, сбор данных... Большому Брату и не снилось такое счастье! Ему приходилось напрягаться, строить систему. А мы всё сами, добровольно и с песней. Даже «Полиция Мысли» как-то поблекла на фоне комментариев в соцсетях, где за неосторожное слово тебя могут «отменить» быстрее, чем ты скажешь «двоемыслие».
Высказывать своё мнение в интернете стало себе дороже. Пусть оно не схоже с мнением населения, пусть оно глупо и не продумано, но оно твоё. Как только людям дали интернет, они посчитали, что просто обязаны вылить всю свою глупость в сеть. Примеров масса, и все они происходят каждый день. Большой брат аплодирует стоя, видя, как дураки сливают ему всю информацию о себе, своих родных и близких.
Но Оруэлл сильно преувеличил в одном
Откровенная серость и уныние "1984" на даёт представить такой мир. У нас все гораздо веселее – с мемасиками, фильтрами и бесконечным потоком развлечений. Пытки в Министерстве Любви? Ну, разве что информационная перегрузка и FOMO (синдром упущенной выгоды) – тоже своего рода пытка.
Оруэлл и представить не мог, что мы будем так любить делиться своей частной жизнью. И что главным инструментом контроля станет не страх, а... скидки на пиццу за геолокацию!
И вот тут уже "предсказал" больше другой писатель
"О дивный новый мир!" – Где моя сома?
Хаксли был хитрее. Он понял, что людей проще контролировать не кнутом, а пряником. Ну, или «сомой» – универсальным успокоительным, делающим всех счастливыми и послушными.
Культ потребления? (Новый айфон каждые полгода — святое!) Развлечения нон-стоп? (Сериалы, тик-токи, ютубчики — только успевай поглощать!) Генная инженерия и разделение на касты? Ну, пока не совсем так явно, но социальное расслоение и стремление к «идеальным» детям через технологии уже на горизонте. «Всеобщая доступность» партнеров через дейтинг-приложения? Почти по Хаксли, только без пробирок. Наше "настоящее будущее" оказалось изощрённее.
Где писатель перегнул палку
Отказ от книг и высокой культуры. Да, мемы популярнее Шекспира, но книги все еще читают. Иногда. Даже бумажные! Не могут все люди моментально отупеть от сериалов и лайков в тик-токе. Да, основные массы показывают не лучшую вовлеченность судьбу мира и высокий уровень критического мышления, но в целом люди не стали поголовно управляемы и ведомы.
Хаксли не учел силу социальных сетей в формировании «счастья». Зачем сома, если можно получить дозу дофамина от лайков под селфи? И зависимость от одобрения толпы посильнее любой химии.
"Мы" Замятина – Нумера вместо имен и счастье по расписанию.
Замятин пугал нас тотальной рационализацией, стеклянными домами и жизнью по строгому графику. Он предтеча антиутопий. Книга написана ещё раньше двух предыдущих и была запрещена в СССР.
По Замятину будет время, когда на Земле настанет Единое Государство. Ну, глобализация и международные корпорации движутся в этом направлении, стирая границы (иногда вместе со здравым смыслом), но пока на горизонте нет даже просвета на то, что все страны будут дружить забыв старые распри и обиды, да ещё и объединятся в одно единое целое.
Слишком силён в людях менталитет и культурных код, против которого не попрёшь.
Сегодня люди все еще влюбляются, совершают глупости и верят в гороскопы. Слово рациональность разве что только в учебниках мелькает. У людей есть полный доступ к любой информации мира - бери и учись.
А они тратят время, деньги и силы, покупая марафоны желаний, повторяя бесполезные аффирмации и мантры в попытке «поменять реальность». Эзотерические книги по привлечению богатства не выходят из топов книжных магазинов.
Замятин не мог предвидеть, что мы сами будем выстраивать себя в шеренги ради модных трендов и "правильного" образа жизни, транслируемого инфлюенсерами.
"451 градус по Фаренгейту" – Жги их всех (книги, в смысле)!
Брэдбери боялся, что пожарные будут сжигать книги, а люди превратятся в бездумных потребителей телевизионной жвачки.
Брэдбери в точности угадал, что у людей будет поверхностное общение и нежелание думать из-за переизбытка развлечений. Но он переборщил с запретами информации. Смысл что-то запрещать, если никто даже не подходит к сложным книгам. Даже эту статью до конца мало кто дочитает, потому что «много букв», что говорить о толстенных книжках.
Брэдбери не знал, что мы сами будем добровольно отказываться от сложных текстов в пользу легкоусвояемого контента. И что главным врагом книг станет не огонь, а бесконечная лента соцсетей.
Так что же, всё пропало, шеф?
А вот тут самое интересное. Писатели-фантасты, рисуя мрачные картины будущего, на самом деле пытались нас предупредить. Они показали крайности, чтобы мы задумались. И что же мы? Мы, как всегда, пошли своим путем. Взяли немножко от Оруэлла (слежка), добавили щепотку Хаксли (развлечения и потребление), приправили Брэдбери (информационный шум) и получили... ну, то, что получили.
Правительства всех стран, конечно, не дремлют. Искушение использовать новые технологии для «улучшения» нашей жизни (и своего контроля над ней) слишком велико. СМИ, в свою очередь, мастерски жонглируют фактами, эмоциями и нашим вниманием, превращая новости в захватывающее (или ужасающее) шоу.
И что теперь? Паниковать? Скупать гречку и строить бункер?
Вовсе нет! Юмор и ирония — наше лучшее оружие. Если мы можем посмеяться над «Большим Братом» в своем смартфоне, значит, он еще не победил. Главное — не терять способность критически мыслить, задавать вопросы (даже неудобные) и помнить, что самый изощренный контроль бессилен перед свободным духом.
Ну и, конечно, время от времени откладывать гаджеты и читать старые добрые книги. Помните как в той старой доброй цитате:
«Люди делятся на тех, кто читает сложные книги, и тех, кто не читает совсем. Те, кто читают, управляют этим миром...»
Не совсем точно, но смысл понятен. Чтобы чему-то научиться и узнать больше, прочитать пост в соцсетях или посмотреть видос недостаточно.
Вот такие у нас пироги напечатанные на 3D принтере