Найти в Дзене

О чём доложил Гудериан Гитлеру, когда увидел советский Т-34. И почему фюрер его за это невзлюбил

Оглавление

От "дикарских технологий" до "превосходящих наши машины"

В августе 1941 года Гудериан презрительно назвал Т-34 «ярчайшим примером дикарских технологий». А в ноябре того же года умолял Гитлера срочно скопировать эту самую «дикарскую» машину.

Что произошло за три месяца?

Случилось то, что случается с каждым теоретиком при встрече с практикой. Создатель немецкого блицкрига неожиданно обнаружил то, что русские его опередили. Причем не на полшага, а на несколько лет вперед. И когда он честно доложил об этом начальству, его карьера резко пошла на спад.

Высокомерие теоретика: "У русских не может быть ничего путного"

Осенью 1940 года в Германию приехала советская военная делегация. Немцы показывали свои лучшие танки, ожидая восхищения. Вместо этого увидели откровенное разочарование на лицах гостей.

Гудериан потом вспоминал: "русские явно ждали чего-то более впечатляющего. Но немецкое руководство решило, что дело в традиционной неблагодарности славян. Мол, что с них взять".

К июню 1941-го немецкая разведка издала справочники для солдат с характеристиками советской техники. О Т-34 и КВ — ни слова. Просто потому, что никто не верил, что у русских может быть что-то серьезное.

Расклад сил выглядел обнадеживающе. У немцев — современные, хорошо сделанные танки и опытные экипажи. У русских 24 тысячи машин, но явно устаревших и примитивных. Или так казалось.

Первое столкновение произошло в конце июля. Немецкий танкист потом рассказывал:

«Мы выстрелили в упор с двухсот метров. Снаряд отскочил. А их ответный залп пробил нашу броню насквозь».

Поначалу такие донесения списывали на панику новичков. Но когда они посыпались отовсюду, даже самые упертые начали задумываться.

-2

Рапорт, который не хотели слышать

Гудериан впервые увидел Т-34 в начале октября 1941-го. Советская машина застряла в болоте. Немецкий генерал лично ее осматривал. То, что он обнаружил, его ошеломило.

Толщина брони, качество стали, мощность пушки — по всем параметрам русский танк превосходил лучшие немецкие образцы.

«В Германии ничего подобного нет», — записал Гудериан в своем дневнике.

Он сразу отправил рапорт в Берлин. Требовал прислать комиссию конструкторов для изучения этой «неизвестной модели». Ответ пришел быстрый и жесткий: воюйте тем, что есть. Жалобы на технику рассматриваются как попытка оправдать неудачи.

Но Гудериан не сдавался. Он понимал, что время работает против Германии. Русские не только имели лучшие танки, но и учились ими пользоваться. В первые недели войны экипажи Т-34 действовали неумело. К осени они освоили тактику, превращавшую каждый танк в подвижную крепость.

-3

Комиссия конструкторов: когда эксперты увидели правду

20 ноября 1941 года в расположение 2-й танковой армии прибыли ведущие немецкие конструкторы. Фердинанд Порше, Альфред Освальд, Эрих Адерс. Плюс представители Управления вооружений и Министерства вооружения.

Детальный осмотр подбитых Т-34 подтвердил худшие опасения. По всем ключевым параметрам русский танк опережал время. Дизель вместо бензинового мотора. Революционная конструкция брони. Оптимальное соотношение веса и мощности.

Офицеры-фронтовики предложили простое решение: скопировать Т-34 и наладить массовое производство.

«Нам нужны именно такие танки», — настаивали те, кто каждый день встречался с советскими машинами в бою.

Тут в дело вмешалась немецкая гордость. Конструкторы отказались от «примитивного подражания». Более того, они заявили, что скопировать Т-34 технически невозможно. У Германии нет алюминия для дизельных моторов, а качество стали хуже советской из-за нехватки сырья.

Вместо копирования решили создать что-то свое, но лучше. Так родились программы «Тигров» и «Пантер». Амбициозные, дорогие и запоздалые.

-4

Когда правда становится государственной изменой

23 января 1942 года Гудериан докладывал Гитлеру результаты работы комиссии. Встреча прошла напряженно. Фюрер слушал доклад о советском превосходстве с каменным лицом.

Выводы комиссии фюрер объявил «препятствием в развитии техники». Вместо признания проблем потребовал больше усилий от «немецкого гения». Факты его не интересовали. Его интересовали победные реляции.

22 января 1943 года, ровно через год, Гитлер издал обращение «Ко всем работникам танкостроения». Фактически признавал провал танковой программы и требовал кардинального увеличения производства. Но было поздно. Советские заводы к тому времени выпускали Т-34 тысячами, пока Германия возилась с опытными образцами.

Цена честности: как наказывают за неудобную правду

Доклады о превосходстве Т-34 стали поворотным моментом в отношениях Гудериана с фюрером. Раньше Быстроходному Хайнцу прощали вольности ради побед. Когда вместо триумфов он стал присылать неудобную правду, терпение закончилось.

Декабрьская отставка 1941 года формально была за самовольное отступление от Москвы. На самом деле за «паникерскую деятельность». Так нацисты называли привычку говорить правду о реальном положении дел.

Год в резерве при нехватке опытных командиров выглядел абсурдно. Когда Роммель просил прислать Гудериана в Африку, фюрер отказал. Лучше пусть корпус остается без толкового командира, чем доверить его «паникеру».

Логика диктатора проста: либо приносишь хорошие новости, либо не приносишь никаких. Правда о проблемах — это личная измена. Даже если эта правда могла бы спасти страну от катастрофы.

Гудериан
Гудериан

Урок для всех времен

Немцы были уверены, что "русские дикари" не способны создать что-то принципиально новое. Эта уверенность стоила им войны.

К 1941 году СССР не просто создал лучший танк в мире, он наладил массовое производство. Пока немцы спорили, стоит ли копировать «примитивную» технику, советские заводы штамповали Т-34 тысячами. К концу войны было выпущено почти 60 тысяч машин, по сути, рекорд мирового танкостроения.

Гудериан стал пророком, которому не верили. Его предсказания сбывались, но слушать его никто не хотел. Когда в 1943-м фюрер признал правоту главного танкиста и вернул на службу, время было упущено. Т-34 господствовали на всех фронтах, а новейшие «Тигры» ломались чаще, чем доезжали до боя.

Вопрос читателям: как вы думаете, стоит ли современным руководителям слушать экспертов, которые приносят плохие новости о конкурентах? Или проще жить в мире красивых иллюзий?