Найти в Дзене

Белая черёмуха душистая. Глава 14. Рассказ

"... Ира, едва сдерживая слёзы, рассказала о письме, которое сегодня получила. Отца она не обвиняла, но призналась, что ей очень обидно.

- Я заботилась о бабушке до самого последнего дня, - сказала она.

- Ирина, Иришка, котёнок мой, не переживай, - начал успокаивать её Володя. - Я знаю об этом, да и все в деревне видят, что ты бегала то домой, то в контору..."

Начало

Глава 13

Читайте: Сын полицая

Зима прошла для Ирины пролетела незаметно. Поначалу, когда забрали отца, они с бабушкой ждали от него вестей. Думали, что всё обойдётся, но не вышло. Павел и Варвара были настроены отправить Степана в места не столь отдалённые надолго. В итоге он получил наказание в виде вольного поселения. Отбывал его на заводе, где работал и жил в специальном общежитии, каждый день отмечался. Написал своим, что там не так уж и плохо. Если бы не приходилось отмечаться, то и не сказать, что он наказан.

В конце февраля стало тепло. Весна не пришла, а ворвалась, растопив лёд и обрушив на землю водопад света и тепла. Земля задышала, наливаясь соками, а на деревьях появились зеленые почки. В воздухе звенела музыка, сотканная из птичьих трелей и журчания ручьев.

Ирина радовалась каждому новому дню. Они с Володей теперь не просто сидели в клубе, а каждый день прогуливались, наблюдая за быстрыми изменениями в природе. Возвращалась Ирина домой в хорошем настроении. Но стоило ей увидеть бабушку. как всё менялось.

Анна Вячеславовна "чахла" без сына. Каждый день плакала, просила Иринку дать фотокарточки, которые перебирала часами, вспоминая, каким добрым хлопчиком был её Стёпка.

- Разве я подумать могла, что такая судьба ему уготована. Всё пошло наперекосяк, когда он с твоей мамкой связался... - причитала Анна Вячеславовна, но сразу же замолкала, понимая, что Ирине слушать такие речи неприятно. Но смотрела на внучку в такие моменты с такой злостью, что та выходила из комнаты. Потом они какое-то время не разговаривали, пока Анна Вячеславовна не приходила в себя и первой не шла на сближение. Наверное, понимала бабушка, что, кроме внучки, ей никто не поможет. Она заводила разговор о Володе или спрашивала Ирину о работе и об учёбе. Просила рассказать последние деревенские новости. Ирина садилась рядом с бабушкой, и они снова разговаривали так же, как и раньше.

В один из дней, когда навестить мать приехал Коля, он поинтересовался:

- Как дела, мать? Не обижает тебя внучка?

Обычно Анна Вячеславовна отвечала, что всё у них с Иринкой хорошо, а здесь пожаловалась :

- Иногда я рядом с ней не могу находиться. Кажется мне, что это не она, а Валентина, мать её. Кажется, всё отдала бы, только бы рядом с ней не находиться.

Коля оживился, он словно ждал, когда мать произнесёт эти слова. Начал говорить тише, чтобы Ирина, которая возилась в коридоре, где стояла газовая плита, ничего не могла услышать.

- Пенсия твоя хоть цела? Может, Ирка тратит её потихоньку?

- Что? Что ты говоришь, Коленька? Я ведь глуховата. Повтори, но громче.

- Пенсию ещё не потратили? - спросил Коля, поглядывая на дверь, ведущую в коридор.

- Так у меня ведь под подушкой деньги, - ответила Анна Вячеславовна. - Я даю Ире немного на продукты, когда в магазине привоз. А так она сама всё покупает.

- Я это... - замялся Коля. - Предложить хотел тебе в город поехать. Там все удобства. Лучше было бы тебе в городе. Врач, если надо, поможет.

Анна Вячеславовна обрадовалась, подумав, что сын собирается забрать её к себе. На радостях она протянула сыну все деньги, сложенные ровной стопочкой.

- На вот, возьми. Раз я с вами буду жить, то и пенсию мою вам забирать.

Николай замялся. Он смотрел то на деньги, то на мать, решая, сказать ей или нет. После всё-таки решился.

- Мама, ну, не совсем у нас. Ты будешь жить с такими же пожилыми людьми, как ты сама. Я успел там побывать. Скажу тебе, что условия отличные. Комнаты светлые и чистые. Место просто прекрасное. Рядом сосновый лес. Воздух такой же свежий, как и в деревне. Я смогу приезжать чаще. Да и спокойнее будет. Здесь Ира идёт на работу, а ты в это время сидишь одна. Мало ли что с тобой может приключиться. Там же ты будешь находиться под постоянным наблюдением.

У Анны Вячеславовны задрожали руки. Женщина только и смогла спросить:

- Ты хочешь меня определить в дом престарелых?

- Не волнуйся и не называй так это учреждение. Это просто место, где живут пожилые люди под присмотром, - ответил Коля, но мать не дала ему договорить. Она заплакала и запричитала:

- Не думала я никогда и не гадала, что вот так мне придётся жизнь свою доживать... Эх, сынок...

Коля увидел, что матери совсем плохо, позвал Ирину. Сам он не знал, что делать. Вместе они дали Анне Вячеславовне таблетку и уложили пожилую женщину на кровать.

С Ириной бабушка разговаривать поначалу не хотела. Просто лежала и плакала, иногда постанывая. Ближе к вечеру встала и подозвала внучку, попросила ту не держать зла.

- Как оказалось, только ты одна относилась ко мне по-доброму и ничего не требовала взамен. И определить меня никуда не хотела в отличие от Кольки.

... Это был их последний разговор. Утром, когда Ирина проснулась и подошла к бабушке, чтобы спросить, как та себя чувствует, Анна Вячеславовна не ответила. Ира очень испугалась. Сразу побежала к соседям, а потом за фельдшером, но было уже поздно. Сердце Анны Вячеславовны не выдержало разговора с сыном.

Ира в свои восемнадцать лет осталась совершенно одна. Спала она в доме с включенным светом. Было жутко оставаться одной в доме. Володя говорил, что может прийти к ней.

- Я буду спать в другой комнате, ты не подумай, - сказал он, но Ира не согласилась. прекрасно понимая, что в деревне ей просто не дадут прохода.

- Нет, Володя, не надо, я привыкну. Просто надо время.

- О нас и без этого говорят все, кому не лень. Словом меньше или больше - какая разница?

Но Ира всё равно не соглашалась до того момента, пока от отца не пришло письмо. Принесла весточку от отца Варвара. Протянула и презрительно произнесла:

- На вот, возьми. Наверное, скучно Степану "там". Про тебя наконец-то вспомнил.

Больше Варвара ничего не говорила, а быстро пошла по улице. Поговаривали, что в Замостье приехала стройбригада, и с одним из строителей у Варвары начались отношения. Якобы теперь и Павел не был против. Сам он устроился на работу в городе и домой приезжал только в выходные за провизией и для того, чтобы помочь матери.

Ира, взглянув на небрежный почерк отца, почувствовала внутреннюю тревогу. Почему-то показалось, что ничего хорошего отец ей не написал. В этом Ирина уже очень скоро убедилась. Степан упрекнул дочь в том, что она не уследила за его матерью. Прочитав обидные слова, Иринка заплакала. Она и кормила бабушку, и на улицу выводила за ручку, и мыла, и переодевала, а в итоге она же ещё, по мнению отца, осталась виновата.

В тот вечер Ира не пошла на свидание к Володе. Не хотела предстать перед ним с заплаканными глазами. Осталась дома, собираясь лечь пораньше спать, когда в дверь постучали. Конечно. Ира догадалась, что это Володя. Она вышла в коридор, открыла дверь и, стараясь казаться спокойной, сказала:

- Ты извини, но я сегодня не приду: не очень хорошо себя чувствую.

- Так, погоди-ка, а что это у нас глаза на мокром месте? Кто обидел мою любимую девочку? - спросил Володя и, не дожидаясь приглашения, зашёл в коридор, а потом направился в комнату. Уселся на диван и повелительным тоном приказал: - Рассказывай! Я ведь вижу, что с тобой что-то не так.

Ира, едва сдерживая слёзы, рассказала о письме, которое сегодня получила. Отца она не обвиняла, но призналась, что ей очень обидно.

- Я заботилась о бабушке до самого последнего дня, - сказала она.

- Ирина, Иришка, котёнок мой, не переживай, - начал успокаивать её Володя. - Я знаю об этом, да и все в деревне видят, что ты бегала то домой, то в контору. Потом снова спешила домой. Твоей вины в том, что случилось нет. Ты должна это знать. Давно пора понять, что твой отец всегда будет чем-то недоволен. Если не одно вызовет его недовольство, так другое. Ему не угодишь. Да и хватит уже угождать. Ты уже совершеннолетняя. Можешь сама решать, как тебе жить. И слушать никого не надо.

Володя обнял Ирину, прижал к себе и поцеловал. Она не оттолкнула его и не отвернулась. Володя был единственным человеком, которому она действительно была нужна. Он любил её и говорил об этом. Сказал, что они скоро поженятся, и никто не сможет им это запретить. Он шептал ласковые слова, при этом целовал Ирину не переставая...

В ту ночь Володя остался в доме Ирины, а утром, когда они вместе проснулись, сказал:

- Сегодня же отнесём заявление в сельсовет. Распишемся и будем жить вместе. Ты согласна?

- Да, - ответила Ира. Без Володи она уже жизни своей не представляла.

Продолжение