История Самсона и Далилы, один из самых драматичных библейских сюжетов (Книга Судей, главы 13—16), веками вдохновляла художников. Их живописные трактовки часто дополняют или интерпретируют лаконичный библейский текст, который содержит ключевые нюансы.
Самсон, легендарный израильский воин и судья, прославившийся необычайной силой. Он был дитя чуда, рождённым женщиной, которая прежде была бесплодна. Ангел возвестил его родителям, что Самсон должен быть назореем всю свою жизнь. Назореи давали обет святости, воздерживаясь от вина и винограда, не стригли волос и бороды и избегали прикосновения к мёртвым телам. Когда он вырос, Библия говорит, что Господь благословил Самсона, и "Дух Господень стал действовать в нём" (Книга Судей 13:25).
Однако, возмужав, Самсон поддался своим похотям. После череды глупых ошибок и неверных решений он влюбился в женщину по имени Далила. Его связь с этой женщиной положила начало его падению и окончательной гибели.
Богатым и могущественным правителям филистимлян вскоре стало известно об этой связи, и они немедленно навестили Далилу. В то время Самсон был судьёй Израиля и жестоко мстил филистимлянам.
Надеясь захватить его, правители филистимлян предложили Далиле крупную сумму за содействие в раскрытии тайны невероятной силы Самсона. Ослепленный страстью к Далиле и собственной необычайной силой, Самсон легко попал в гибельную ловушку.
Используя свои чары соблазна и обмана, Далила неотступно изводила Самсона своими настойчивыми просьбами, пока он наконец не открыл ей решающую тайну. Приняв с рождения обет назорейства, Самсон был посвящён Богу. Согласно этому обету, его волосы никогда не должны были быть острижены.
Когда Самсон сказал Далиле, что его сила оставит его, если его голова будет острижена бритвой, она хитро разработала план с правителями филистимлян. Пока Самсон спал у нее на коленях, Далила позвала сообщника, чтобы срезать семь кос его волос. Ослабленный и обессиленный, Самсон был схвачен.
Вместо того чтобы убить Самсона, филистимляне предпочли унизить его, выколов ему глаза и обрекая на каторжные работы в темнице Газы.
Библия не сообщает о дальнейшей судьбе Далилы. Критически важно, что она никогда не обсуждает, испытывала ли Далила вину за свои действия (как отмечают Джеймс Д. Г. Данн и Джон Уильям Рогерсон). Ее мотивация (жадность, страх, политическая лояльность?) остается загадкой текста.
Именно эти неоднозначности и пробелы в повествовании давали художникам простор для интерпретации, часто выходящей за рамки буквального текста:
1. Рембрандт: Ослепление Самсона, 1636
Большое полотно Рембрандта с фигурами в натуральную величину и резкими контрастами света - это жуткое воплощение этой истории. Трудно представить более жуткое изображение того, как солдаты нападают на Самсона, ослепляют его и заковывают в цепи. Лицо Самсона искажено страданием, а его босая нога с пальцами, скрюченными от боли и бессильной ярости, изображена с ужасающей естественностью. Далила с торжествующим видом бросает возлюбленного, которого предала. В одной руке она держит ножницы, в другой - волосы Самсона.
2. Антонис ван Дейк: Самсон и Далила, 1630
Ван Дейк запечатлел кульминационный момент истории, момент, когда Самсон просыпается и узнает о предательстве Далилы. Его терзает агония, которая ясно читается как на его лице, так и в изгибах его тела, когда он пытается сопротивляться охранникам и цепляться за своего предателя, которого он все еще любит. Далила изображена женщиной, сожалеющей о своем решении. Это, безусловно, более современный подход к теме, чем его предыдущий вариант работы и работы Рубенса, и, как отмечает Ханс Влиге, Ван Дейку удается "...передать присущий драме трагизм гораздо более проникновенно, чем Рубенсу".
3. Геррит ван Хонтхорст: Самсон и Далила, 1616
Волосы Самсона были острижены, когда он спал на коленях у Далилы, что истощило его силы и позволило филистимлянам захватить его в плен. Хонтхорст усилил драматизм сцены, ограничив изображение тремя тесно стоящими фигурами, ярко освещенными единственной свечой. Призывающий к молчанию жест старухи вовлекает зрителя в действие, делая нас соучастниками обмана Далилы.
4. Артемизия Джентилески: Самсон и Далила, 1630-1638
Артемизии нравилось переосмысливать некоторые истории, меняя их в пользу женских персонажей. На этой картине изображена Далила, держащая ножницы в правой руке, в то время как другой мужчина уводит ее прочь. Она выглядит соблазнительной и властной, именно такой Артемизия любила изображать женщин на своих картинах. Далила одета в откровенное фиолетовое платье с золотой вышивкой по вырезу. У нее рыжие волосы, аккуратно уложенные на затылке. Бедный Самсон совершенно не осведомлен о происходящем, пока мирно спит, но его судьба уже предрешена.
5. Питер Пауль Рубенс: Самсон и Далила, 1604
На этом шедевре Рубенс изображает спящего Самсона, лежащего в объятиях Далилы, женщины, которую он любит, и слуга подстригает ему волосы, чтобы лишить сил. На заднем плане филистимские солдаты ждут, чтобы напасть, как только их цель будет ослаблена. Рубенс использует символы, чтобы подчеркнуть обман Далилы и уязвимость Самсона. Например, филистимский цирюльник, стригущий Самсона, скрестил руки на груди, символизируя обман. А в нише на стене позади него стоит статуя Венеры, богини любви, и ее сына Купидона. Это намекает на то, что любовь является причиной падения Самсона. Старая женщина, стоящая позади Далилы со свечой в руках и помогающая цирюльнику в его работе, не упоминается в Библии, но была добавлена Рубенсом, чтобы символизировать ту роль, которая уготована Далиле в будущем.
На первый взгляд сцена может показаться мирной, но под ней скрывается огромное напряжение. Сработает ли обман Далилы? Или наш еврейский герой проснется и расправится со своими тайными противниками? Обратите внимание, как нежно она кладет руку ему на спину - это может выглядеть как жест любви, но делается это только для того, чтобы успокоить Самсона и не дать ему проснуться и убить ее за предательство.
Чувственность сцены значительно усиливается благодаря богатым цветам и фактурам, которые видны по всему помещению. В частности, роскошное красное платье Далилы, атласное покрывало цвета шафрана, узорчатые коврики и ниспадающие фиолетовые драпировки, а также мягкое освещение — все это создает ощущение удовольствия.
История Самсона и Далилы в Библии – это лаконичный рассказ о любви, предательстве и потере силы, оставляющий ключевые вопросы без ответа: что двигало Далилой? Каковы были истинные чувства Самсона? Что случилось с Далилой потом?
Художники – Рубенс, Рембрандт, Доре и другие – брали этот каркас и наполняли его плотью своих эпох, стилей и личных видений. Они интерпретировали неоднозначность отношений, визуализировали место действия, конкретизировали момент стрижки волос и, главное, приписывали Далиле эмоции и мотивации, о которых Библия молчит – от холодного расчета до скрытого напряжения. Их работы не просто иллюстрируют библейский текст, а ведут с ним диалог, предлагая свои ответы на его загадки и превращая древнюю историю в вечный сюжет о человеческих страстях, доверии и роковых слабостях. Молчание Библии о внутреннем мире Далилы стало пространством для бесконечного творчества мастеров кисти.