На днях ко мне пришла Валентина Сергеевна - женщина под семьдесят, элегантная, но с таким грустным взглядом... Пока я делала ей укладку, она рассказала историю, которая меня до глубины души тронула.
- Ксюша, а вы когда-нибудь встречали свой день рождения в полном одиночестве? - спросила Валентина Сергеевна, глядя на свое отражение в зеркале.
Я аккуратно накручивала ее седые волосы на бигуди и молчала, понимая, что сейчас услышу непростую историю.
- В прошлом месяце мне исполнилось семьдесят. Представляете? Целых семь десятков! А я сидела дома одна, как сирота казанская...
Оказывается, Валентина Сергеевна целую неделю готовилась к приезду детей. Достала из серванта праздничный хрустальный сервиз, испекла фирменный торт с клубникой, даже новое платье купила. А утром в день рождения позвонила дочь Светлана:
- Мамочка, прости, но Максимка заболел. Температура высоченная, врач сказал - никуда не выходить. Мы через недельку обязательно приедем!
Валентина Сергеевна замолчала, и я видела в зеркале, как дрогнули ее губы.
- А сын Виктор даже не позвонил. Только курьер приехал с букетом роз и конвертом с деньгами. Записка короткая: "Поздравляю, мама. Купи себе что-нибудь приятное".
- И что же вы делали весь день? - осторожно спросила я, снимая бигуди.
- Сидела, смотрела на этот торт и думала: зачем я всю жизнь только для них жила? - голос Валентины Сергеевны стал тверже. - А потом явилась моя соседка Лидия Васильевна. Ворвалась без стука, как всегда!
- Валя, ты что тут киснешь? - заявила соседка. - У меня шампанское в холодильнике стоит, а ты тут сидишь, как на поминках!
- Не хочу я никого видеть, - ответила именинница.
- А дети где? Опять "не смогли"? - Лидия Васильевна покачала головой. - Слушай, Валентина, а когда ты в последний раз что-то для себя делала? Не для детей, не для внуков - для себя?
Этот вопрос, как рассказывала моя клиентка, попал прямо в цель.
- Знаете, Ксюша, - продолжала Валентина Сергеевна, пока я укладывала ее волосы, - Лидия Васильевна тогда такое мне выдала! Говорит: "Ты всю жизнь была как робот. Работа-дом-дети. Никаких эмоций, никакой радости. Дети от тебя тепла не видели, вот и не тянутся к тебе".
- И что вы ей ответили?
- А что ответишь? Всю жизнь пахала, чтобы им образование дать, квартиры купить. После смерти мужа одна тянула двоих детей. Не до нежностей было! - Валентина Сергеевна вздохнула. - А Лидка продолжает: "Ты когда их обнимала? Когда по душам разговаривала? Только требования да упреки!"
Я молчала, понимая, что передо мной разворачивается настоящая семейная драма.
- Через неделю приехала Светлана с Максимом, - рассказывала дальше Валентина Сергеевна. - Стоит на пороге, усталая, замученная, а Максим за ее юбку прячется.
- Мам, можешь с внуком посидеть? В школе аврал, двое учителей заболели, - попросила дочь.
- А ты спросила, хочу ли я с ним сидеть? - неожиданно для себя ответила Валентина Сергеевна.
Светлана опешила:
- Мам, ты что? Ты же всегда рада Максиму!
- Рада. Но не как няня по вызову, а как бабушка, которую уважают и с которой советуются!
Тут Максим вдруг сказал:
- Бабуля, а давай построим замок из кубиков, а потом пойдем уток кормить! Ты же говорила, что надо радоваться мелочам!
- И знаете, что я сделала, пока Светлана была на работе? - Валентина Сергеевна улыбнулась своему отражению. - Достала старые фотографии. Смотрю на снимки своей матери, бабушки - все с каменными лицами, руки крест-накрест, губы поджаты. И поняла: мы все - Снежные королевы! Из поколения в поколение передаем эту холодность.
- А что дальше было?
- Когда Светлана вернулась, я показала ей эти фотографии. Дочка посмотрела и говорит: "Мам, а когда ты последний раз просто так улыбалась? Солнцу, людям, жизни?"
Впервые за много лет мать и дочь говорили откровенно. Без упреков, без обид - просто делились тем, что наболело.
- А на Новый год, - глаза Валентины Сергеевны заблестели, - произошло настоящее чудо! Я никого не ждала, сидела с Лидией Васильевной, пили чай. Вдруг звонок в дверь!
На пороге стояли оба ее ребенка - Виктор с огромной коробкой и Светлана с Максимом.
- Мама, пустишь? - спросил сын.
В коробке оказалось пианино - то самое, которое Валентина Сергеевна когда-то продала, чтобы оплатить детям учебу.
- Я долго его искал, - сказал Виктор. - Помнишь, как ты заставляла нас музыке учиться? А сама-то на нем играла?
- Бабушка, покажи, как на пианино играют! - попросил Максим.
И впервые за много лет Валентина Сергеевна села за инструмент. Руки дрожали, но мелодия полилась...
- Знаете, Ксюша, - сказала Валентина Сергеевна, любуясь своей новой прической, - после того Нового года все изменилось. Светлана теперь приходит не только когда нужна няня, а просто поговорить. Виктор пригласил к себе на работу - показать, чем занимается. А Максим каждые выходные приезжает играть на пианино.
- И что же изменилось?
- Я перестала ждать от них благодарности за прошлое и начала строить отношения в настоящем. Записалась на танцы, хожу в художественную студию - помните, в молодости я рисовать любила? А еще... - она засмеялась, - купила билет на море! В семьдесят лет впервые увижу настоящее море!
Когда Валентина Сергеевна уходила из салона, она обернулась:
- Спасибо, что выслушали, дорогая. Иногда нужно рассказать свою историю, чтобы понять - жизнь продолжается в любом возрасте!
Напишите, что вы думаете об этой истории! Мне будет приятно!
Если вам понравилось, поставьте лайк и подпишитесь на канал. С вами была Ксюша!