Есть такое изощрённое издевательство над читателями — называется жанр «альтернативная история». В принципе, сама идея не лишена очарования: что было бы, если бы Наполеон оказался блондином или Гагарин приземлился в Далласе? Но тут важно не переборщить с фантазией, иначе вместо альтернативной истории получается альтернативный бред. И вот, как наглядная иллюстрация, серия книг Виктора Дашкевича о графе Гермесе Аверине.
Взялся господин Дашкевич переписывать историю Российской империи так, что даже серьёзные историки схватились за валидол, а поклонники жанра ударились в запой. В его мире есть всё: демоны, дивы, колдовство, Петербург 1982 года, причём сразу с магией и императорами. Страшно представить, что творилось в голове автора в момент написания. Но, как говорится, что выросло, то выросло.
Главный герой этого литературного буйства — граф Гермес Аверин, детектив-любитель и обладатель имени, вызывающего приступы хохота даже у дивов. Почему Гермес? Да потому что назвать графа Васькой было бы слишком очевидно, а Гермес звучит как-то загадочно и даже немного модно. Автор явно решил, что если прилепить античное имя к русскому дворянину, то читатели сразу проникнутся уважением. Но читатели почему-то прониклись только чувством глубокой жалости.
Самое яркое впечатление в первой книге — гигантский демонический кот. Он появляется в Петербурге и активно намекает на то, что автор детально изучал биографию Кота Бегемота из «Мастера и Маргариты». Правда, кот Дашкевича оказался значительно менее обаятельным и куда более глупым. Этот меховой демон настолько беспомощен и неубедителен, что его, похоже, даже собственные мыши в подъезде не боятся. Вероятно, в альтернативной вселенной Дашкевича дивы покупают корм в «Пятёрочке» и готовят хозяевам кофе.
Впрочем, с котом всё не так плохо. А вот дальше идёт совсем альтернативный беспредел. Во второй книге обнаруживается, что император Александр V (не путать с реальными историческими личностями!) регулярно употребляет наливочку с детективами. При этом государственные дела, судя по всему, идут настолько плохо, что единственным, кто способен разрулить ситуацию в Петербурге, оказывается этот самый граф Аверин с дивом по имени Кузя. Кузя, кстати, — фамильяр, который вынужден изображать одновременно дворецкого, кухарку, детектива и лучшего друга. И вместо того, чтобы рвать и метать, он сносит все это с ангельским терпением и завидным пофигизмом. Знаете, что такое истинная фантастика? Это когда демоны превращаются в домашних животных и совершенно забывают о своей демонической сущности.
В третьей книге автор решил усугубить. Граф отправляется в Пустошь спасать своего фамильяра Кузю. Чтобы было понятнее: Пустошь — это не Чертаново в пятницу вечером, а потусторонний мир дивов. Честно говоря, идея спасения дива напоминает попытку спасти льва от злой зебры. Но у Дашкевича всё возможно! Даже то, что граф пролезает в Пустошь, вооружённый исключительно амбициями, парой носков и любовью к своему фамильяру. И это не пародия, господа, это серьёзная авторская задумка. Страшно представить, какую альтернативную траву курил Дашкевич, когда писал это произведение.
Четвёртая и пятая книги (оба тома «Тайны мёртвого ректора») демонстрируют, что фантазия автора безгранична. В Московской Академии магии почему-то умирает ректор, и на волю вырывается сверхмощный див, которого вместо того, чтобы успокоить армией или хотя бы добротным заклинанием, ловят наши любимые любители-сыщики. Почему? Да потому что в альтернативной вселенной Дашкевича колдовство настолько плохо организовано, что даже университетские дивы могут убивать ректора, а сыщики вынуждены бегать по московским улицам, как неадекватные туристы, размахивая амулетами и оскорбляя здравый смысл.
Особое умиление вызывает версия истории, согласно которой в России конца XX века продолжается монархия, при этом дивы работают на государство и живут в общежитиях. Читая про общежития дивов, невозможно избавиться от ощущения, что попал в среднестатистическую студенческую общагу, где все увлечены модой и интригами, а фамильяр Кузя и див Владимир устраивают конкурсы красоты и стиля среди существ из Пустоши. Нет, это не ночной кошмар, это действительно сюжет книги, написанной взрослым человеком.
Автор настолько увлёкся фантазированием, что совершенно забыл о том, как важно прописывать логику сюжета и хотя бы минимальное объяснение происходящего. В его мире причинно-следственные связи давно объявили забастовку, а историческая правдоподобность ушла в неоплачиваемый отпуск. Вместо этого читателя кормят историями о гигантских кошках, пьяных императорах и фамильярах, страдающих от тяжёлой доли уборщиц и дворецких.
Где-то после третьей книги начинаешь сомневаться не только в исторических познаниях автора, но и в его способности помнить, что он вообще написал несколькими страницами ранее. В Петербурге вдруг обнаруживаются персонажи с китайскими именами, дома декорированы в стиле древнегреческого поп-арта, а герой, судя по всему, страдает амнезией и полностью забыл, зачем он вообще ведёт это расследование. Впрочем, сами читатели тоже, вероятно, забыли, зачем открыли книгу.
И всё-таки, несмотря на весь этот хаос и альтернативное безумие, книги Дашкевича читаются. Правда, после прочтения хочется либо хорошенько выпить, либо, на худой конец, хорошенько забыть то, что только что прочитал. Но, к счастью, человеческий мозг умеет заботиться о себе и постепенно вытесняет абсурдный текст из памяти, оставляя лишь ощущение глубокой, альтернативной благодарности автору за хорошо проведённое время.
Так что, если вам надоели скучные книги, написанные профессиональными писателями, и захотелось альтернативного издевательства над здравым смыслом и историей, книги Виктора Дашкевича о графе Гермесе Аверине — ваш выбор. Читайте и удивляйтесь: ведь никогда не знаешь, на какой странице автор решит переписать мировую историю или начать новую сюжетную линию, которую забудет уже на следующей странице.
Но не забудьте взять с собой в путешествие по страницам Дашкевича средства от головной боли и чувство юмора. Поверьте, они вам пригодятся.