Описание
ЛиАЗ-5256 — советский и российский высокопольный автобус большого класса. Производился на Ликинском автобусном заводе и предназначался для перевозки пассажиров в крупных городах.
Автобус эксплуатировался (и эксплуатируется до сих пор в некоторых местах) почти во всей России и даже в некоторых странах СНГ. На его основе было произведено множество модификаций автобусов и троллейбусов, автобус выпускался в нескольких вариантах (пригородный, школьный и т.д.).
Автобус производился с 1986 года по 2021 год. За целых 35 лет с конвеера сошло 48 623 автобуса!
Сегодня я постараюсь рассмотреть каждую из модификаций, а их прилично, и попытаться рассказать как можно подробнее о каждой.
История
Итак, в середине 1970-х годов ВКЭИА (Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения) во Львове начал работы по созданию нового автобуса ЛиАЗ, который изначально разрабатывался как часть нового унифицированного семейства автобусов, в число которых входили автобус ЛАЗ-4202, пригородный автобус ЛАЗ-42021, туристские автобусы ЛАЗ-5255 и большие городские автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5256М.
Разработка началась в конце 1970-х в КБ ЛиАЗ совместно с ВКЭИА во Львове. Первый и второй прототипы были построены в 1979 году, с 1980 по 1985 годы было выпущено ещё несколько опытно-промышленных партий автобусов, некоторые из которых испытывались на автобусных маршрутах в Москве в начале 80-х. При конструировании "Лиаза" использовались наработки по автобусу "Мир".
Машина разрабатывалась с применением крупносекционной схемы, с общими штампованными элементами боковин, крыши и другими узлами. В рамках этой же системы разрабатывался и городской автобус Ikarus-412, который шёл на смену 200-й серии "Икарусов".
В 1982 году первые опытные экземпляры ЛиАЗ-5256 вышли на испытания на городские маршруты Москвы, Ленинграда, Ташкента и Якутска.
В начале 1990-х годов был представлен опытный автобус КамАЗ-5262 в аналогичном кузове. Модель разрабатывалась под установку как горизонтального (Rába-MAN), так и V-образного дизельного двигателя (КамАЗ-740), коробка передач — автоматическая гидромеханическая. Планы на этот автобус были оптимистичные, но пожар на Камском заводе 14 апреля 1993 года и дальнейший простой в производстве оставили проект пылиться.
Начало массового производства ЛиАЗ-5256 пришлось на 1989 год. Автобус долгое время выпускался параллельно с ЛиАЗ-677, причём автобусные парки неохотно брали новую ненадёжную машину. В связи со сложностями в освоении новой автоматической коробки передач львовского производства автобус оснащался механической КПП КамАЗ, мало подходившей для интенсивной работы на городских маршрутах.
В 1991 году ВКЭИА завершил проектирование пригородной модификации ЛиАЗ-5256 с механической коробкой передач и изменённой тормозной системой. Модель получила индекс ЛиАЗ-52565.
В 1992 году были выпущены 409 автобусов ЛиАЗ-5256, в 1993 году — 350. Неудачный старт модели, пришедшийся на начало сложных для экономики страны 1990-х годов, сначала привёл к остановке производства на заводе ЛиАЗ в 1996 году, а к концу 90-х завод был на грани банкротства.
Тем не менее, заложенный в машине потенциал удалось раскрыть после модернизации производства, доработки слабых агрегатов, установки двигателей Caterpillar, Cummins, ЯМЗ и автоматических коробок передач Voith, введения в эксплуатацию на заводе линии антикоррозионной обработки и окраски кузовов, состоящей из 8 ванн катафорезного грунтования, 12 окрасочных, 10 сушильных камер, позволившей обеспечить срок службы кузовов до 12 лет.
В результате ЛиАЗ-5256, даже несмотря на появление многочисленных конкурентов, таких как НефАЗ, МАрЗ, РоАЗ и Волжанин, стал самым популярным и востребованным городским автобусом большого класса в 2000-е годы на рынке.
Автобусы ЛиАЗ-5256 различных модификаций по-прежнему можно встретить в ряде городов и сёл Российской Федерации. В 2003 году был проведён рестайлинг модели — появились пластиковые накладки спереди и сзади. Однако, вскоре от этого рестайлинга отказались, и некоторое время автобус выпускался в первоначальном виде.
В 2004 году модель прошла второй рестайлинг, в результате чего передняя часть стала идентична модели ЛиАЗ-5293 и выпускалась наряду с более новыми моделями. Вариант автобуса до рестайлинга выпускался до 2006 года.
В 2011 году прямоугольные задние фонари с пластиковыми накладками были заменены на круглые.
В 2014 году появились дополнительные вентиляционные отверстия на крышке моторного отсека. В декабре 2017 года городская версия автобуса ЛиАЗ-5256 была снята с производства. В апреле 2021 года выпуск автобусов был прекращён.
За всё время было выпущено множество модификаций для разных назначений.
ЛиАЗ-52565 "Школьный"
ЛиАЗ-52564
ЛиАЗ-52564 — модификация городского автобуса для перевозки пассажиров в аэропорту до самолёта.
ЛиАЗ-5256 "Инвалидный"
ЛиАЗ-5256 "Инвалидный" — специальная модификация ЛиАЗ-5256, предназначенная для перевозки людей с нарушением опорно-двигательной системы. Модель оборудовалась электрическим пневмоподъёмником для инвалидных колясок, который был установлен у входа. Коляски крепились специальными инерционными ремнями, чтобы при движении автобус не «кидало» из стороны в сторону.
ЛиАЗ-5256.01
ЛиАЗ-5256.01 — модификация автобуса ЛиАЗ-5256 в виде передвижного кинозала с видеооборудованием Panasonic.
ЛиАЗ-5256.06
ЛиАЗ-5256.06 — модификация автобуса ЛиАЗ-5256 в виде штабного автобуса для оперативного руководства силами МВД.
ЛиАЗ-52565 "Пожарный"
ЛиАЗ-5256.05
ЛиАЗ-5256.05 "Кафе-мобиль" — передвижное кафе на базе автобуса ЛиАЗ-5256 с двухдверным кузовом.
ЛиАЗ-5919 "Мираж-1"
ЛиАЗ-5919 "Мираж-1" — специальный передвижной медико-диагностический центр, предназначенный для массового обследования населения в отдалённых регионах страны, диагностики и лечения военнослужащих, реабилитации раненых и пострадавших в экстремальных ситуациях.
ЛиАЗ-5256НП
ЛиАЗ-5256НП — модификация автобуса ЛиАЗ-5256 с пониженным уровнем пола.
ЛиАЗ-5263R (ГолАЗ)
ЛиАЗ-5256R (ГолАЗ) — пригородная и междугородная модификация ЛиАЗ-5256.
На этом, думаю, стоит закончить) Самые основные и наиболее известные модификации перечислены.
Подытоживая, можно смело сказать, что "семейство" автобусов ЛиАЗ-5256 намного больше, чем кажется с первого взгляда. Существует ещё бесчиленное количество разных модификаций, но абсолютно все перечислить невозможно. Буду рад, если напишите в комментариях о неупомянутых модификациях)
Отдельное спасибо авторам фотографий!)
На это всё, спасибо за внимание! Если понравилось — подпишись)
Другие статьи от автора:
- Подборка "Нереализованные транспортные проекты"
- Трамвайная сеть Рязани: история одной линии