Найти в Дзене
VINYL 69 ВИНИЛ

Пыльные кассеты Скандинавии: потерянные рок-группы Швеции 70/80-х

За пределами крупных лейблов и официальной культурной сцены Швеции в 70-х варился настоящий музыкальный котёл: психоделия, политический рок, фольклорная импровизация, прото-метал, акустические эксперименты. Эти группы записывались в подвалах, выступали в школах, жили на границе между арт-перформансом и коммунальным бытом. Многие пели на шведском и никогда не стремились покорить мир. Но именно они сформировали душу шведского рока — странную, философскую, свободную. Годы активности: 1974–1979
Звучание: фолк-рок, прог, бард-рок Не путать с канадской AOR-группой. Эта шведская Saga играла нежный, атмосферный прог с женским вокалом и элементами народных песен. Их альбом Saga (1974) — почти неизвестная жемчужина для любителей мягкого арт-рока. Почему забыли: не продвигались за пределами Швеции, не подходили под форматы. Почему стоит вспомнить: для поклонников Renaissance, Strawbs и Fairport Convention — скандинавская версия с ледяной меланхолией. Годы активности: 1976–1979
Звучание: хард-ро
Оглавление

За пределами крупных лейблов и официальной культурной сцены Швеции в 70-х варился настоящий музыкальный котёл: психоделия, политический рок, фольклорная импровизация, прото-метал, акустические эксперименты.

Эти группы записывались в подвалах, выступали в школах, жили на границе между арт-перформансом и коммунальным бытом. Многие пели на шведском и никогда не стремились покорить мир. Но именно они сформировали душу шведского рока — странную, философскую, свободную.

🔹 Saga

Годы активности: 1974–1979

Звучание: фолк-рок, прог, бард-рок

Не путать с канадской AOR-группой. Эта шведская Saga играла нежный, атмосферный прог с женским вокалом и элементами народных песен. Их альбом Saga (1974) — почти неизвестная жемчужина для любителей мягкого арт-рока.

Почему забыли: не продвигались за пределами Швеции, не подходили под форматы.

Почему стоит вспомнить: для поклонников Renaissance, Strawbs и Fairport Convention — скандинавская версия с ледяной меланхолией.

🔹 Solid Ground

Годы активности: 1976–1979

Звучание: хард-рок, блюз-рок

Группа из Стокгольма с тяжёлым гитарным звуком в духе Mountain, Led Zeppelin и раннего Rainbow. Их альбом Made in Rock (1976) — редкий пример шведского классик-рока с англоязычными текстами и агрессивной подачей.

Почему забыли: не вписались в мейнстрим 80-х, мало гастролировали.

Почему стоит вспомнить: это один из тех редких случаев, когда шведский рок звучит как Техас или Бирмингем.

🔹 Älgarnas Trädgård

Годы активности: 1971–1974

Звучание: экспериментальный прог, акустическая психоделия

Название переводится как "Оленьи сады". Их единственный альбом Framtiden är ett svävande skepp, förankrat i forntiden (1972) звучит как саундтрек к скандинавскому языческому ритуалу: медленные перкуссии, гудящие дроны, акустические текстуры.

Почему забыли: слишком авангардны, неформатны даже по прог-меркам.

Почему стоит вспомнить: шведская версия Popol Vuh или раннего Tangerine Dream — музыка вне времени.

🔹 Tretioåriga Kriget

Годы активности: с 1970

Звучание: прог-рок, хард-прог

Название переводится как "Тридцатилетняя война". Играли сложную музыку на шведском языке, с жёстким риффовым уклоном и мрачной атмосферой. Альбом Krigssång (1975) — настоящий тёмный прог с историческим подтекстом.

Почему забыли: язык и тематика ограничили аудиторию.

Почему стоит вспомнить: они были "King Crimson Севера", но с шведской меланхолией и философией.

🔹 Ragnarok

Годы активности: 1972–1979

Звучание: прог-фолк, инструментальный рок

Группа с мягким, почти камерным звучанием. Много акустики, флейт, клавиш. Их альбом Ragnarok (1976) — атмосферный, меланхоличный инструментал, будто созданный для одиночного зимнего путешествия.

Почему забыли: без текстов, без агрессии, не для радио.

Почему стоит вспомнить: для фанатов Anthony Phillips, Steve Hackett, Focus — находка из ледяной Европы.

🔹 Lotus

Годы активности: 1973–1980

Звучание: джаз-рок, фьюжн

Инструментальный коллектив с мощной импровизационной школой. Играли на стыке Mahavishnu Orchestra и Return to Forever, но с более "деревянным", органическим звучанием.

Почему забыли: фьюжн всегда был нишей, а Lotus — группа для зала, не для радио.

Почему стоит вспомнить: шведская импровизационная школа в роке — это уникальное явление.

🔹 Handgjort

Годы активности: начало 70-х

Звучание: психо-фолк, акустический минимализм

Название означает «ручная работа». Их музыка — это почти медитация: акустическая гитара, тихие перкуссии, шёпот. Альбом Handgjort (1970) был издан в нескольких сотнях копий и стал культовым в андеграунд-кругах.

Почему забыли: слишком тихие, слишком незаметные.

Почему стоит вспомнить: почти нью-эйдж до нью-эйджа, как если бы Nick Drake родился в Уппсале.

🔹 Atlas

Годы активности: 1974–1979

Звучание: симфо-прог, джаз-фьюжн

Группа из Гётеборга с необычно мелодичным звучанием. Единственный альбом Blå Vardag (1979) сочетает джазовые интонации, симфо-текстуры и ясную скандинавскую мелодику.

Почему забыли: не было лейблов и промо.

Почему стоит вспомнить: один из самых гармоничных и зрелых прог-альбомов в скандинавской истории.

🔹 Myrbein

Годы активности: конец 70-х

Звучание: RIO, театральный рок, фри-арт

Малоизвестный ансамбль, вдохновлённый Samla Mammas Manna, Henry Cow и Univers Zero. Их музыка — это театральный сюрреализм, почти мюзикл без сцены. Альбом Myrornas Krig (1981) — странная, но захватывающая вещь.

Почему забыли: слишком концептуальны и абсурдны.

Почему стоит вспомнить: если интересен RIO и театрализованный авангард — это редкость.

Эти группы не стали национальными символами. Но они сформировали внутреннюю глубину шведского рока — ту, что не поддаётся формату, но даёт сцене плотность, атмосферу и свободу. Это был рок, сделанный не для карьеры, а для самоисследования.