Каждый мирянин, приходящий в храм на службу, сталкивается с тем, что ему предстоит стоять на ногах немалое время. Обычно Божественная литургия длится от полутора до двух часов, всенощное бдение – около трех часов, а вечерня – один час. Богослужения, совершаемые архиереем, а также посвященные двунадесятым праздникам, занимают еще более длительный период времени. Например, ночное моление на Пасху продолжается до восьми часов.
В связи с этим, у многих верующих (особенно новоначальных) закономерно возникают вопросы: откуда возникла традиция молитвенного стояния, в чем ее смысл, насколько она обязательна и разрешается ли иногда присаживаться на скамью? Тем более что среди христиан много детей и пожилых людей, часто помолиться в храм приходят недужные.
Если обратиться к Уставу и канонам Церкви, то правила, полностью запрещающего сидение во время храмовой молитвы, найти не получится. Однако неписанный обычай стоять на богослужении очень древний – на Руси эта традиция появилась с момента принятия христианства.
Так сложилось, что образцом церковной жизни для русичей стал уклад знаменитого в Византии Студийского монастыря, основанного в V веке.
Данная святая обитель прославилась строгостью своих порядков, дерзновением братии в духовных подвигах. В частности, практиковалось долгое молитвенное стояние, близкое к аскезе столпника. Этот вдохновляющий пример студийских монахов распространился не только на русские монастыри, но и на здешние мирские православные приходы. Причем на Руси он воспринимался даже не как способ подвижничества, а как непременный элемент христианского богослужения.
К слову сказать, в XV веке в регламенте Русской Церкви Студийский Устав постепенно был вытеснен Иерусалимским, который является даже более требовательным к христианину: увеличились списки молитв, читаемых на богослужении, и число постных дней; вечерня и утреня объединились в одну протяженную службу – всенощную.
Кроме того, историки называют другую, чисто "техническую" причину утверждения в русских храмах традиции проводить службы на ногах. По их мнению, этого требовала экономия места в молитвенных помещениях: первые христианские храмы имели небольшие размеры; строений было мало, а прихожан – много, в холодные месяцы года церкви было необходимо отапливать печами. Так что свободного пространства внутри церквей для установки скамей и лавок просто не оставалось.
Некоторые священники замечают, что по-монастырски строгий характер проведения богослужений в храме является Промыслом Божиим о русском народе. Крепкие телом и духом северные люди, очень быстро массово перешедшие от языческого варварства к христианскому просвещению, нуждались в особой церковной опеке – и она оказалась им вполне по силам. Показательно, что посетивший Московию в XVII веке в составе делегации Александрийского патриарха диакон Павел Алеппский так писал о русских:
«Ты мог бы видеть их, читатель, стоящими в церкви недвижимо, подобно камням. (…) Находясь среди них, мы приходили в изумление. Мы выходили из церкви, едва волоча ноги от усталости и беспрерывного стояния».
Удивление чужеземца легко понять: исключая Московский, во всех остальных православных патриархатах христиане издавна значительную часть церковных служб проводят сидя, причем, тут все зависит от сложившихся обычаев на конкретных приходах.
🌿 С целью дать отдых ногам для прихожан Восточных церквей вдоль стен установлены стасидии – кресла с откидным сиденьем.
🌿 Еще больше богослужебного времени в положении сидя проводят католики: в залах костелов устроены многочисленные ряды скамей.
🌿 Такие протестанты, как адвентисты или баптисты, на своих собраниях, вообще почти не встают: здесь проповеди наставников превалируют над молитвами.
Фактически, противоположная стоянию традиция сидения верующих на богослужении восходит к эпохе раннего христианства. На взгляд современного человека, самые первые последователи Иисуса на литургиях пребывали в весьма необычных позах: они возлежали вкруг священной трапезы – так было принято принимать пищу во всем античном мире. Только во II веке от Рождества Христова возникли практики сидения или стояния на молитве, о чем свидетельствует полемика видного богослова Квинта Тертуллиана, который в сочинении "О молитве Господней" порицает телесную расслабленность:
«…в особенности неприлично молиться сидя, в то время, как перед Богом предстоят тьмы ангелов, со страхом и трепетом: это показывает, как будто мы молимся поневоле».
Голос великого мыслителя был услышан: со времени, у христиан – и православных, и отколовшихся в схизму католиков – сложился благочестивый обычай обязательного стояния во время важнейших моментов церковных служб.
Действительно, вертикальное напряженное положение туловища и нижних конечностей психологически более соответствует присутствию человека перед Лицом Бога, нежели комфортное растекание телес в кресле. Мы автоматически вытягиваемся в струну перед высокими начальниками из числа людей, желая выказать им свое почтение, так не правильно ли вставать, обращаясь к Самому Господу, Царю царей?
Телесное стояние также является выражением душевного бодрствования, потому что очень трудно уснуть, пребывая на ногах. Христос недвусмысленно призывал верующих: «Встаньте и молитесь» (Лк. 22:46). Вслед Ему наставлял христиан апостол Павел: «Бодрствуйте, стойте в вере» (1 Кор.16:13). Наконец, требующиеся для длительного стояния физическое и волевое усилия, безусловно, являются жертвенным делом христиан. Недаром апостолом сказано:
«Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1).
Таким образом, традиция стоять на церковной службе не только полезна в деле спасения души верующего – она буквально продиктована в Священном Писании.
Конечно, стоять часами на молитве непросто. Неофитам, только начавшим свою духовную жизнь в лоне русского православия, полезным будет знать, что на богослужении не возбраняется сидеть во время чтения кафизм (особых частей Псалтири) и паремий (отрывки из книг Ветхого и Нового Завета).
Кроме того, прихожанам разрешается сидеть на службах при нездоровье или крайней усталости; беременные женщины, пожилые люди и малые дети всегда могут найти скамью. И если какой-то человек в храме решил присесть, нельзя его укорять: каждому заботиться нужно об исправлении собственных грехов. Поэтому бояться идти в храм на службу, переживать – вынесешь ли долговременное пребывание на ногах, не столкнешься ли с осуждением окружающих за слабость – излишне. С помощью Божией все возможно для человека.
Длительное молитвенное стояние, ставшее обычной нормой при совершении богослужений в русских храмах, уже две тысячи лет тренирует волю нашего народа. Эта практика борьбы с грехом настолько сжилась с сущностью народной души, что нашла косвенное отражение в хрестоматийных строках поэта Владимира Луговского, написанных для песни из кинофильма "Александра Невский" (1938 г.): «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой!».
🌿🕊🌿
Спасибо, что дочитали до конца!🙏 Мы благодарны за каждый лайк и перепост, читаем каждый ваш комментарий!❤️