Вообще энное количество преподавателей относится к работающим студентам негативно. И не на пустом месте. Я постараюсь объяснить, почему.
Да, студент находится в эйфории: я буду и учиться, и работать, буду сам себя содержать, буду все успевать, вот какой я хороший. Похвальное стремление, правда же? Совершеннолетний человек не хочет сидеть на шее у родителей, что не так?
Но гладко было на бумаге…
Для начала стоит отметить, что большая часть работодателей относится к студентам примерно так, как описано во вчерашней статье:
Про отношение к работающим студентам
Вы работаете, вы взрослые люди, поэтому извольте работать. Как совмещать с учебой? А крутитесь, как хотите. Работа – это вам не тетюшки, это дело серьезное.
Что мешает при таком подходе не брать на работу студентов, для меня загадка.
(Все, что написано мной ниже, к юноше из этой статьи не относится.)
Но дело в том, что некоторые студенты, будучи уже достаточно взрослыми, чтобы начать зарабатывать, до сих пор в некоторых аспектах остаются детьми.
В чем это выражается? Они полагают, что работа – это чрезвычайно уважительная причина для пропуска занятий, переноса зачетов и экзаменов и прочего.
- Ведь я же работал! Меня с работы не отпустили!
Я же хороший, понимаете? Я же не просто так пропустил, я же работал! Поэтому поймите деточку, похвалите и дайте конфетку. А несправедливый мир почему-то этого не делает. И у деточки возникает вселенская абидка.
Милые мои, вы понимаете, что преподавателю, по большому счету, параллельно, почему именно вы прогуляли? Ему без разницы, проспали вы или проработали. Вы зачем в вуз поступили? Учиться, вы об этом не забыли? Может, если вам так важна работа, стоит тогда вплотную этой работой и заняться? А доучитесь как-нибудь потом, когда время свободное появится?
Помнится, был у меня юноша, который пришел на одно занятие в семестре. И гордо сказал, что регулярно посещать не может, потому что:
- Я очень много работаю в ресторане!
Что ответила я? Да то и ответила:
- К сожалению, ничем помочь не могу. Если у вас проблемы с прожиточным минимумом, тогда как-то решайте их. Переходите на заочное, на индивидуальный план обучения, бросайте вуз.
Нет, а вы как думали? Что преподаватель скажет:
- Конечно, конечно, вы же работаете.
И молча поставит вам и зачет, и пять на экзамене? Ладно, пусть не пять, пусть три. ) Нет, не поставит.
Так что вы думаете? Это юноша еще подходил, просил, чтобы я у него отдельно зачет приняла, потому что ему некогда, он работает в ресторане. ) Ну, как приняла. Поставила…
А взамен обещал:
- А я вас в ресторане накормлю обедом.
- Спасибо, - вежливо сказала я, - я не настолько стеснена в денежных средствах, чтобы не оплатить обед в ресторане.
А про себя подумала:
-Кто тебя знает, еще в тарелку плюнешь.
Уважаемые студенты и их родители! Мы, преподаватели, прекрасно понимаем, что стипендия сейчас – это ни о чем, на нее не проживешь. И да, либо вы, родители, обеспечивайте своих детей, либо они будут вынуждены работать.
Но, простите, если у меня более 50 процентов группы так активно работает, что не появляется на занятиях, у меня возникает вопрос:
- Это что, почти все студенты такие безденежные? А почему же у девочек наращенные ногти и волосы, искусственные губы? Я ведь примерно представляю, сколько это стоит. Да и одеваются они очень недешево. И на машинах многие приезжают. А, они ж работают, могут себе позволить. То есть они на ногти работают? Они из-за этого забивают на учебу? Вы действительно считаете, что оно того стоит? И я им за это должна ставить зачеты и экзамены?
А если у вас действительно, подчеркиваю, действительно тяжелое материальное положение, а не на ногти или черную икру с коньяком на завтрак не хватает, конечно, преподаватели пойдут вам навстречу.
Но при условии, что вы не пальцы с прекрасными ногтями будете гнуть и считать, что вам все должны, потому что вы работаете. А если четко скажете что-то вроде:
- Марьиванна, я вынужден работать. Что я могу сделать, чтобы получить у вас зачет? Есть ли возможность самостоятельно проработать какие-то учебные материалы, а потом сдать вам? Подойти на контрольные с другой группой? Или по возможности посещать с другими группами?
В этом случае, конечно, вам постараются помочь. Можно ведь и материалы дать, и график их сдачи разработать, тем более, с интернетом вообще в этом плане проблем нет. Да все можно, если обе стороны действительно ведут себя как взрослые люди. Насколько я знаю, например, в вузе дочери практикуется учеба по индивидуальному плану. И даже расписание сессии составляется в двойном варианте: для всех и для тех, кто сдает индивидуально. Я глянула мельком, они до конца мая уже все сдают.
Выводы.
1. Если приходится работать во время учебы, если без этого никак – работайте, но повода для гордости и получения каких-то привилегий у вас нет.
2. Преподаватели тоже люди и всегда вам помогут, если вы будете вести себя, как адекватный взрослый человек. Тем не менее, помните, что поступление в вуз предполагает в первую очередь учебу. А работать бы вы и без вуза могли.
Возражения имеются?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!
P.S.: Я не говорю сейчас о практике и подработках по специальности. Практика – вещь официальная. Подработка по специальности обычно начинается курса с третьего, и там действительно идут навстречу. То есть уважаемые комментаторы, не надо писать что-то вроде:
- Зато у него будет опыт, он сразу найдет работу, а ваши краснодипломники, которые только учились, никому не будут нужны.
Я не думаю, что при трудоустройстве на условное химическое предприятие большое значение будет играть, к примеру, четырехлетний стаж работы уборщицей, продавцом, курьером, сборщиком заказов и пр.
А вечером я еще немного поразмышляю о проблемах при организации индивидуального расписания в некоторых вузах. Это ведь тоже не так-то просто.
И еще:
Вот о чем я писала 2 июня в прошлом году:
Грамоты и победы в школе – все прошло, «как с белых яблонь дым»
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.
Рубрикатор здесь.